Партия санитарных аэросаней AHT-IV.
Новые пробеги и испытания показали высокие эксплуатационные параметры аэросаней AHT-IV, и после ряда совещаний их приняли к массовому производству на Кольчугинском заводе. Позднее выпуск AHT-IV был освоен на заводе №22 в Москве, ФЗУ при ЦАГИ, заводе им. Марти в Ленинграде. Производство этих аэросаней продолжалось более 10 лет и было прекращено лишь во второй половине 1930-х гг.
Освоение выпуска AHT-IV сразу на нескольких заводах объяснялось тем, что наша промышленность в этот период переходила на использование «крылатого металла» в самолетостроении. А.Н. Туполев позднее писал:
«...Постепенно, шаг за шагом, от массовых экспериментальных исследований работы профилей, труб, заклепочных швов, гофра и т.п. работа была доведена до логической возможности ввести материал в конструкцию.
В первую очередь были построены аэросани, корпус которых работает примерно в одинаковых условиях с фюзеляжем самолета; длительные испытания этих саней показали, что и в конструкции материал ведет себя вполне закономерно, без каких-либо неожиданностей».
Изготовление аэросаней позволяло освоить необходимые технологические процессы и подготовить производственные кадры, что при сравнительно высоких сиюминутных затратах с лихвой окупило себя в последующие годы.
AHT-IV стали самыми массовыми отечественными аэросанями в 1920-1930-е гг. Пожалуй, трудно найти сферу деятельности, в которой они бы не нашли применения. В дальнейшем испытательные и агитационные пробеги проводились регулярно, но достойная замена АНТ- IV появилась не скоро.
Аэросани АНТ- IV во время подготовки к выставке в Берлине.
Пограничный наряд, прибывший на аэросанях AHT-IV, отправляется на задержание нарушителей. Окрестности Ленинграда, 1936 г.
![]() |
![]() |
Аэросани AHT-IV ВВС МВО на праздновании юбилея Красной Армии. Московский речной вокзал, февраль 1938 г. | Аэросани AHT-IV с опытной установкой винта в кольце. |
В статье использованы иллюстративные и документальные материалы РГАКФД, РГВА, НММ Н.Е. Жуковского и частных коллекций.
(Следующая статья, прим. ВВС)