Не доехав до Богородска (50-я верста), получили поломки и задержались почти на сутки для ремонта аэросани НАМИ-36 (поломка рулевого сектора) и НРБ-Ill (поломка распределительной шестерни), однако на следующий день они продолжили пробег. В нескольких верстах за Богородском из-за поломки задержался более чем на 4 часа Туполев на AHT-V. На 80-й версте «выбыл из строя из-за поломки 2-х основных нижних лонжеронов Ругг на Аргусе НАМИ и вследствие серьезности аварии продолжить путь не мог, однако вернулся, постоянно ремонтируясь в дороге, своим ходом в Москву».
На 154-й версте (не доезжая Владимира) из-за течи в цилиндре вышли из пробега и были отправлены по железной дороге в Москву аэросани НРБ-Ill, управляемые А.А. Микулиным.
«Таким образом, прибыли во Владимир вовремя Кароль на Фиате, Погосский на Клерже, Петров на Роне, Стечкин на Фиате, Погосский на люцифере и Петляков на Анзани, а с опозданием - Туполев на Фиате и Карельских на Анзани».
После ночевки во Владимире аэросани отправились далее на Нижний Новгород. На участке Владимир — Вязники выбыли из строя и были отправлены в Москву по железной дороге аэросани АНТ-II, разбившиеся при падении с моста в результате неисправности рулевого управления. При этом ехавший на них командор пробега Н.А. Толбузин получил серьезные переломы ключицы и двух ребер и попал в больницу. Командование пробегом принял на себя член техкомиссии Б.Э. Шпринк. На этом же участке сорвался с креплений мотор на АНТ-III. Аэросани, выбывшие из конкурса, также по железной дороге вернули в Москву. «Шедший с сильным опозданием Туполев на Фиате поломал, не доезжая Вязников, задние лыжи и принужден был ремонтироваться в течение суток, вследствие чего в Нижний не прибыл».
![]() |
![]() |
Аэросани Кузнецова на Краснокурсантском плацу. | Публика приветствует аэросани НРБ-25 (НРБ-II). За рулем — Ф.К. Король. |
На финиш в Нижний Новгород в назначенное время пришли Кароль на НРБ-II, Погосский на AHT-IV, Стечкин на «Арбес-IV» и Петляков на АНТ-1 и (с большим опозданием) Карельских на НАМИ-36. Проведя в Нижнем Новгороде две ночи, четверо аэросаней двинулись в обратный путь. НАМИ-36 были отправлены в Москву поездом. В Вязниках к пробегу присоединился Туполев на AHT-V, и все пять саней, без серьезных аварий, 13 марта в 12 ч дня пришли на финиш в Москву. Окончившим испытания была устроена торжественная встреча, после чего в ЦАГИ состоялось заседание.
Тип аэросаней |
Двигатель марка/мощность л.с. |
Тип, материал кузова |
Число мест |
Масса без груза/груженых, кг |
Тяга винта, кг |
Водитель аэросаней |
AHT-I |
Анзани/38 |
Открытый, деревянный |
2 |
290/450 |
120 |
А.В. Петляков |
АНТ-II |
Клерже/115 |
Открытый, деревянный |
5 |
688/1161 |
350 |
Е.И. Погосский |
АНТ-III |
РОН/80 |
Смешанный, металлический |
3 |
410/716 |
220 |
М.Н. Петров |
AHT-IV |
Люцифер/100 |
Смешанный, металлический |
4 |
569/879 |
320 |
И.И. Погосский |
AHT-V |
Фиат/100 |
Открытый, металлический |
3 |
460/785 |
320 |
А.Н. Туполев |
НРБ-I |
Аргус/50 |
Открытый, деревянный |
2 |
340/500 |
130 |
В.М. Ругг |
НРБ-II (НРБ-25) |
Фиат/100 |
Открытый, деревянный |
3 |
820/1100 |
320 |
Ф.К. Король |
HPБ-III |
Стюрт-Эвамт/80 |
Открытый, деревянный |
2 |
460/640 |
220 |
А.А. Микулин |
НАМИ-36 |
Анзани/38 |
Открытый, деревянный |
2 |
301/461 |
120 |
Д.К. Карельских |
«Арбес-IV» |
Фиат/100 |
Закрытый, смешанной конструкции |
5 |
607/1007 |
320 |
Б.С. Стечкин |
Аэросани гаража РВС |
Холл-Скотт/125 |
Рамной конструкции |
5 |
Нет данных |
360 |
Б.И. Иванов |
18 марта на бывшем Кадетском плацу прошли дополнительные испытания: скоростной заезд на 30 км (10 кругов по плацу), заезд на 3 км (1 круг) с двойной нагрузкой и километровая гонка. Победителем в 30-км гонке вышел И. Погосский на аэросанях AHT-IV, прошедших дистанцию за 38 мин. Второе место досталось Иванову на аэросанях РВС (49 мин), далее с небольшим отрывом (дистанция пройдена за 50 мин) шел Король на НРБ-25 (НРБ-II с мотором «Фиат»).
Одновременно с испытаниями на плацу была устроена демонстрация одноместных аэросаней Кузнецова с мотоциклетным мотором мощностью 12 л.с, в связи с чем в прессе отмечалось: «Эта система является новым течением в области строительства аэросаней и по сравнению с 100-сильными моторами дает большую экономичность эксплуатации. Подобному типу саней должна принадлежать будущность».
Из всех участвовавших в пробеге аэросаней наилучшим образом себя показали AHT-IV, а потому заслуженно получили первый приз — «золотые часы им. Автопромторга».
Производство аэросаней AHT-IV на Кольчугинском заводе.