Поэтому никак нельзя согласиться с мнением наших оппонентов, что ошибки экипажей относятся «не к танку или двигателю» [2]. Авторитетный танковый специалист Ю.П. Костенко не стеснялся в оценке таких подходов: «К сожалению, до сего дня наши военные специалисты — танкисты и танкостроители рассуждают о динамических возможностях машины только с точки зрения техники, проявляя либо бездарность в вопросах зависимости динамики танка от способностей человека, либо непростительно пренебрегая человеческим фактором вообще» [15] .Очевидно, вопрос о допустимой средней скорости танков по пересеченной местности тесно увязан со многими факторами и требует глубокого научного изучения.
Логично рассуждая, прежде чем браться за разработку и освоение для перспективного ОБТ дорогостоящих и сложнейших конструкций новой силовой установки с мощнейшим двигателем или гидропневматической подвески с динамическим управлением от бортовой ЭВМ [35], надо убедиться в совместимости этих нововведений с психофизиологическими возможностями «среднего» танкового водителя при эксплуатации этого танка в войсках.
• В процессе войсковых испытаний на территории СССР в 1970-х и 1980-х гг. проводились ротные тактические учения (РТУ) с участием новейших танков, находящихся на вооружении на тот период времени. В учениях разыгрывались «боевые действия», позволяющие максимально реализовать технические возможности новых танков. Уровень подготовки экипажей танков Т-72 и Т-80, сформированных из одного танкового батальона и обученных в одинаковое отведенное на это время, был равным. Разбор ротных тактических учений показал, что у танков Т-80 нет никаких преимуществ перед танком Т-72. Например, время на выполнение тактических задач при проведении РТУ в 1981 г. (ВИ «Тайфун») оказалось для всех марок машин практически одинаковым, так как, по заключению комиссии, определяющим условием для выполнения тактических задач явилось время на обнаружение и поражение цели.
Время, затраченное на продвижение от переднего края до конца выполнения боевой задачи (Атака!), на войсковых испытаниях «Тайга» (1983— 1984 гг.) у танков Т-72А оказалось меньше, чем у танков Т-80Б на 12%! Мы не собираемся приписывать танку Т-72А в этой «боевой ситуации» какие-либо преимущества в сравнении с танком Т-80Б, ибо скорость наступления — «показатель не столько образца, сколько организационной единицы (рота, батальон, полк)» [19]. В выводах комиссии отмечено, что недостаточный обзор за полем боя с рабочих мест членов экипажа танков существенно затруднял обнаружение, опознавание, целеуказание, своевременное реагирование на изменение тактической обстановки в ходе боя [31].
Следовательно, ставка на выигрыше бою за счет применения высокоскоростных танков без комплексного улучшения других боевых качеств танков и специального отбора экипажа по психофизиологическим качествам и их обучения с применением современных средств, как в авиации, обречена на неудачу.
Литература и источники
1. Козишкурт В., Ефремов А. Танковый вальс. Будущее отечественного танкостроения // Завтра. — 2007, №46 (730).
2. Морозов В., Цырульников В., Изотов Д. Что лучше дизеля? // НВО. —2001, №27.
3. Козишкурт В., Ефремов А. Бросивший вызов времени. // ВПК. — 2005, №26 (93).
4. Козишкурт В., Ефремов А. Чего не боятся танки? // НВО. — 2004, №38.
5. Изотов Д. Критика статьи «А дизель все-таки лучше»: http://alexfiles99.narod.ru/library/0001/diesel_or_gasturbine.htm.
6. Ашик М., Ефремов А., Попов И. Танк, бросивший вызов времени. — СПб., 2001.
7. Мясников В. Атака недорогих танков. // НВО. — 2004, №31 (391), 20 авг.
8. Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937—1943. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.
9. Полная энциклопедия танков мира. 1915—2000 гг. // Сост. Г.Л. Холявский. — Минск: ООО «Харвест», 1999.
10. Шмелев И.П. Танки в бою. — М.: Молодая гвардия, 1984.
11. Костенко Ю.П. Танки. (Воспоминания и размышления). Ч. 2. — М.: Эра, 1996.
12. «Комсомольская правда», 2007, 22 февр. — 1 марта.
13. Дзявго А. Основные требования к боевому танку XXI века. // ВПК. —2005, 13—19 апр.
14. Брилев О., Лосик О. Танк на пороге XXI века. // Техника и вооружение. — 2006, №1.
15. Костенко Ю.П. Танк (человек, среда, машина). — М.: Правда Севера, 2001.
16. Костин К.И., Прокопенко Н.И., Соловьев А.А. Развитие силовых установок танков: перспективы и проблемы: Материалы конференции «Броня-2002».
17. Петров С. Броневой щит государства // ВПК. — 2005, 7—13 сент.
18. Шишкин Н.К. Танки в локальных войнах и вооруженных конфликтах. // Вооружение. Политика. Конверсия. — 2000, №4.
19. Пастернак Г.Б. Сравнение основных машин бронетанковой техники. // Оборонная техника. — 2001, №10.
20. Козишкурт В.И. Наш курс должен остаться прежним: Сб. «85лет отечественному танкостроению» (7—8 сентября). — Н. Тагил, 2005.
21. Сверхзвуковые самолеты/Под. ред. Листвина И. И. —М.: Иностранная литература, 1958.
22. Березкин В. Дизельные «восьмидесятки». // Техника и вооружение. — 2007, №11.
23. Ogorkiewich R. New US Tank Engine is Making Thirsty Work. /Jane's defense Weekly. 2001, 14 February.
24. Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 2. История создания танка Т-72. Силовая установка. — Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.
25. Кириченко П., Пастернак Г. Парадоксы отечественного танкостроения. — М.: РОО «Техинформ», 2005.
26. Выбор и обоснование характеристик пробеговых трасс для ресурсных испытаний шасси серийных танков: Отчет ВНИИТМ. — Л., 1985.
27. Информационный справочник по надежности танков Т-72Б, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У, Т-90... по результатам войсковой эксплуатации и испытаний. — СПб.: ВНИИТМ, 1994.
28. Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 1. Газотурбинный танк — объект 167Т. — Н. Тагил, 2001.
29. Устьянцев С, Колмаков Д. Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72. — Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.
30. Танк и люди: Дневник гл. конструктора Александра Александровича Морозова: Интернет-версия. — Харьков, Ч. 1, 2006; Ч. 2, 2007. http://www.btvt.narod.ru/morozov/soderzanie.htm.
31. Архивы ФГУП «УКБТМ».
32. Спасибухов Ю. M1 «Абрамс» — основной боевой танк США. // Танкомастер, 2000.
33. Литовкин В. Семь полков двоечников. // НВО. — 2007, 8—21 июня.
34. Hilmes R. Battle Tank Mobility. //JDR. —1985, Supplement to №9.
35. Шаповалов В.В. О перспективах танковых ходовых частей: Материалы конференции «Броня-2002».
36. Барятинский М. Танк Т-80. — М.: Танкомастер, 2002.
37. Какой двигатель нужен для танка. // Обозрение армии и флота. — 2007, №4.
' В 2007 г. Харьковским институтом танковых войск НТУ «ХПИ» издана книга « Танки и люди. Дневник главного конструктора А.А. Морозова». — Прим. ред.
Использованы фотографии из фонда ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (ведущий художник-фотограф О.В. Пермякова, ведущий специалист В.И. Пономарев), из коллекций Н.Л. Молоднякова и Н.А. Демченко (ФГУП «УКБТМ»), ИЛ. Скороходова (ФГУП «ПО «УВЗ»), В. Друшлякова, а также из сети Internet.