Предыдущая Оглавление Следующая

Поэтому никак нельзя согласиться с мнением наших оппонентов, что ошибки экипажей относятся «не к танку или двигателю» [2]. Авторитетный танковый специалист Ю.П. Костенко не стеснялся в оценке таких подходов: «К сожалению, до сего дня наши военные специалисты танкисты и танкостроители рассуждают о динамических возможностях машины только с точки зрения техники, проявляя либо бездарность в вопросах зависимости динамики танка от способностей человека, либо непростительно пренебрегая человеческим фактором вообще» [15] .Очевидно, вопрос о допустимой средней скорости танков по пересеченной местности тесно увязан со многими факторами и требует глубокого научного изучения.

Логично рассуждая, прежде чем браться за разработку и освоение для перспективного ОБТ дорогостоящих и сложнейших конструкций новой силовой установки с мощнейшим двигателем или гидропневматической подвески с динамическим управлением от бортовой ЭВМ [35], надо убедиться в совместимости этих нововведений с психофизиологическими возможностями «среднего» танкового водителя при эксплуатации этого танка в войсках.

• В процессе войсковых испытаний на территории СССР в 1970-х и 1980-х гг. проводились ротные тактические учения (РТУ) с участием новейших танков, находящихся на вооружении на тот период времени. В учениях разыгрывались «боевые действия», позволяющие максимально реализовать технические возможности новых танков. Уровень подготовки экипажей танков Т-72 и Т-80, сформированных из одного танкового батальона и обученных в одинаковое отведенное на это время, был равным. Разбор ротных тактических учений показал, что у танков Т-80 нет никаких преимуществ перед танком Т-72. Например, время на выполнение тактических задач при проведении РТУ в 1981 г. (ВИ «Тайфун») оказалось для всех марок машин практически одинаковым, так как, по заключению комиссии, определяющим условием для выполнения тактических задач явилось время на обнаружение и поражение цели.

Время, затраченное на продвижение от переднего края до конца выполнения боевой задачи (Атака!), на войсковых испытаниях «Тайга» (1983— 1984 гг.) у танков Т-72А оказалось меньше, чем у танков Т-80Б на 12%! Мы не собираемся приписывать танку Т-72А в этой «боевой ситуации» какие-либо преимущества в сравнении с танком Т-80Б, ибо скорость наступления — «показатель не столько образца, сколько организационной единицы (рота, батальон, полк)» [19]. В выводах комиссии отмечено, что недостаточный обзор за полем боя с рабочих мест членов экипажа танков существенно затруднял обнаружение, опознавание, целеуказание, своевременное реагирование на изменение тактической обстановки в ходе боя [31].

Следовательно, ставка на выигрыше бою за счет применения высокоскоростных танков без комплексного улучшения других боевых качеств танков и специального отбора экипажа по психофизиологическим качествам и их обучения с применением современных средств, как в авиации, обречена на неудачу.

Литература и источники

1.   Козишкурт В., Ефремов А. Танковый вальс. Будущее отечественного танкостроения // Завтра. — 2007, №46 (730).

2.   Морозов В., Цырульников В., Изотов Д. Что лучше дизеля? // НВО. 2001, №27.

3.   Козишкурт В., Ефремов А. Бросивший вызов времени. // ВПК. 2005, №26 (93).

4.   Козишкурт В., Ефремов А. Чего не боятся танки? // НВО. 2004, №38.

5.   Изотов Д. Критика статьи «А дизель все-таки лучше»: http://alexfiles99.narod.ru/library/0001/diesel_or_gasturbine.htm.

6.   Ашик М., Ефремов А., Попов И. Танк, бросивший вызов времени. СПб., 2001.

7.   Мясников В. Атака недорогих танков. // НВО. — 2004, №31 (391), 20 авг.

8.   Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 19371943. М.: Яуза, Эксмо, 2006.

9.   Полная энциклопедия танков мира. 19152000 гг. // Сост. Г.Л. Холявский. Минск: ООО «Харвест», 1999.

10.   Шмелев И.П. Танки в бою. М.: Молодая гвардия, 1984.

11.   Костенко Ю.П. Танки. (Воспоминания и размышления). Ч. 2. М.: Эра, 1996.

12.   «Комсомольская правда», 2007, 22 февр. 1 марта.

13.   Дзявго А. Основные требования к боевому танку XXI века. // ВПК. 2005, 1319 апр.

14.    Брилев О., Лосик О. Танк на пороге XXI века. // Техника и вооружение. 2006, №1.

15.    Костенко Ю.П. Танк (человек, среда, машина). М.: Правда Севера, 2001.

16.    Костин К.И., Прокопенко Н.И., Соловьев А.А. Развитие силовых установок танков: перспективы и проблемы: Материалы конференции «Броня-2002».

17.    Петров С. Броневой щит государства // ВПК. 2005, 713 сент.

18.    Шишкин Н.К. Танки в локальных войнах и вооруженных конфликтах. // Вооружение. Политика. Конверсия. 2000, №4.

19.     Пастернак Г.Б. Сравнение основных машин бронетанковой техники. // Оборонная техника. — 2001, №10.

20.    Козишкурт В.И. Наш курс должен остаться прежним: Сб. «85лет отечественному танкостроению» (78 сентября). Н. Тагил, 2005.

21.    Сверхзвуковые самолеты/Под. ред. Листвина И. И. М.: Иностранная литература, 1958.

22.    Березкин В. Дизельные «восьмидесятки». // Техника и вооружение. — 2007, №11.

23.   Ogorkiewich R. New US Tank Engine is Making Thirsty Work. /Jane's defense Weekly. 2001, 14 February.

24.  Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 2. История создания танка Т-72. Силовая установка. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

25.    Кириченко П., Пастернак Г. Парадоксы отечественного танкостроения. М.: РОО «Техинформ», 2005.

26.   Выбор и обоснование характеристик пробеговых трасс для ресурсных испытаний шасси серийных танков: Отчет ВНИИТМ. Л., 1985.

27.   Информационный справочник по надежности танков Т-72Б, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У, Т-90... по результатам войсковой эксплуатации и испытаний. СПб.: ВНИИТМ, 1994.

28.  Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 1. Газотурбинный танк объект 167Т. Н. Тагил, 2001.

29.   Устьянцев С, Колмаков Д. Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

30.   Танк и люди: Дневник гл. конструктора Александра Александровича Морозова: Интернет-версия. Харьков, Ч. 1, 2006; Ч. 2, 2007. http://www.btvt.narod.ru/morozov/soderzanie.htm.

31.  Архивы ФГУП «УКБТМ».

32.  Спасибухов Ю. M1 «Абрамс» основной боевой танк США. // Танкомастер, 2000.

33.   Литовкин В. Семь полков двоечников. // НВО. — 2007, 821 июня.

34.  Hilmes R. Battle Tank Mobility. //JDR. —1985, Supplement to №9.

35.  Шаповалов В.В. О перспективах танковых ходовых частей: Материалы конференции «Броня-2002».

36.   Барятинский М. Танк Т-80. М.: Танкомастер, 2002.

37.  Какой двигатель нужен для танка. // Обозрение армии и флота. — 2007, №4.


'  В 2007 г. Харьковским институтом танковых войск НТУ «ХПИ» издана книга « Танки и люди.  Дневник главного конструктора А.А. Морозова». Прим. ред.

Использованы фотографии из фонда ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (ведущий художник-фотограф О.В. Пермякова, ведущий специалист В.И. Пономарев), из коллекций Н.Л. Молоднякова и Н.А. Демченко (ФГУП «УКБТМ»), ИЛ. Скороходова (ФГУП «ПО «УВЗ»), В. Друшлякова, а также из сети Internet.

Предыдущая Оглавление Следующая