Для создателей танков (конструкторов, исследователей, технологов и других специалистов НИИ, КБ, заводов) непреложным законом является выполнение требования, определяющего применимость танков на различных театрах военных действий (ТВД) и сформулированного в тактико-технических заданиях на разработку любого образца танка Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны России:
Системы танка должны обеспечивать возможность длительного использования мощности двигателя без ограничения скорости движения танка в климатических условиях любого региона мира.
Актуальность этих требований особенно значима в связи с потенциально напряженной политической или военной обстановкой на Ближневосточном, Средневосточном и Южной части Дальневосточного ТВД.
Заметим, что эти регионы отличаются наиболее высокой температурой окружающего воздуха при сопутствующей высокой запыленности воздуха. Например, на Ближнем Востоке максимальная температура выше 40°С встречается на половине территории, выше 45°С — на 25% и выше 50°С — на 8% его территории. На 90% территории Средневосточного ТВД абсолютный максимум в наиболее жаркий период года составляет более 30°С, температура выше 40°С отмечается на 40% его территории. Продолжительность жаркого периода составляет 4—6 месяцев в году. Длительность непрерывной жары выше 40°С достигает 7—8 часов в сутки. Эффективность систем, защищающих силовую установку от перегрева, принято во всем мире оценивать предельной температурой окружающего воздуха, при которой наступает ограничение подвижности танка из-за невозможности реализации мощности двигателя [39].
Ближний Восток. Жарко двигателю «Абрамса» и его экипажу: на крыше башни перевозится бытовая холодильная камера.
Для краткости специалисты называют этот показатель «критической температурой воздуха». Когда температура воздуха достигает критического значения, это означает, что температуры охлаждающей жидкости (масла) или выпускных газов двигателя достигли предельно допустимых значений, выше которых эксплуатировать двигатель или другие агрегаты нельзя. Поэтому в силовых установках, склонных к перегреву, необходимо предусматривать специальное автоматическое устройство, которое должно ограничивать мощность двигателя за счет уменьшения подачи топлива в двигатель (например, сливом части топлива в бак).
В танках Т-72 и Т-90 нет устройств, ограничивающих мощность двигателя от перегрева, как нет и самого перегрева при правильном выполнении требований руководства по эксплуатации. Это подтверждено многократно при проведении войсковых испытаний в регионах Средней Азии, Африки, а также в Индии при испытаниях танков Т-72С и Т-90С.
ГТД-1250 танка Т-80У оснащен системой автоматического уменьшения режимов (САУР), снижающей подачу топлива в двигатель с ограничением его мощности при достижении максимально допустимой температуры выпускных газов. Кроме того, как было упомянуто ранее, дополнительно введен принудительный режим, который для краткости назван нами режимом «пустыня». При включении этого режима регулятор температуры (РТ) снижает установленный порог максимально допустимой температуры газов еще на 40—50°С (для исключения расплавления и осаждения остывающей лессовой пыли пустынь на элементах проточной части двигателя), тем самым дефорсируя двигатель.
В 1982 г. на войсковых испытаниях в Среднеазиатском и Туркестанском военных округах (ВИ «Саксаул») под руководством известного военного испытателя бронетанковой техники и ученого 38 НИИИ МО РФ С.В. Дорогина были проведены специальные испытания танков Т-80Б, Т-72А и украинских Т-64Б для определения влияния регулировок, принудительно включаемых в силовых установках при имитации экстремальных внешних условий эксплуатации, на эксплуатационно-технические показатели танков [8]. Испытания проводились при одинаковых условиях в процессе движения с максимально возможными скоростями по трассе протяженностью 70 км при температуре окружающего воздуха +28° С. По результатам испытаний установлено: включение дополнительной настройки регулятора температуры газов в режиме «пустыня» газотурбинного танка Т-80Б приводит к уменьшению скорости движения на 12%. У Т-64Б, оснащенного двухтактным двигателем, при включении механизма ограничения подачи топлива скорости движения уменьшаются на 13,5% (танк с двигателем 5ТДФ) и на 25% (танк с двигателем 6ТД). У танка Т-72А с четырехтактным дизелем, не имеющим ограничений по температурному режиму в указанных выше экстремальных условиях, принудительного снижения скорости движения не потребовалось.