Предыдущая Оглавление Следующая

Прав бывший начальник отдела силовых установок 38 НИИИ МО РФ А.П. Ефремов, поставивший перед руководством Министерства обороны и отрасли вопрос о танке Т-80: «А нужен ли танку двигатель такой мощности, которая постоянно будет ограничиваться? Ведь рассчитывать только на нормальные (стандартные) природно-климатические условия при эксплуатации, а тем более при ведении боевых действий не приходится» [7].

Кстати, еще в 1976 г. в танке «Леопард-2АV» устанавливался дизель мощностью 1800 л.с. [40], который не был в дальнейшем востребован из-за ограничений по тепловому режиму.

А вот какую самооценку ГТД-1250 танка Т-80 дают его создатели: «Не надо бояться и перегрева двигателя. Здесь преимущества ГТД проявляются особенно ярко» (?!) [41].

Между тем известно, что испытания Т-80 в экстремальных температурных условиях Индии не были завершены успешно.

Далее авторы статьи [41] традиционно уводят читателя от ответа на вопрос о возможности перегрева ГТД, перечисляя сколь велики теплоотдачи дизеля, затраты мощности на привод вентилятора, велики объемы радиаторов и расходы охлаждающего воздуха.

Этим авторам вторит Б. Овсянников из КБТМ г. Омска [42]. Закончить эту главу хочется выдержкой из рассказа специалистов 38 НИИИ МО РФ А. Михайлова и Д. Бахметова, проводивших испытания танка Т-90:

«Как-то во время ночного 250-километрового пробега имитировались условия эксплуатации танка при частичном повреждении силовой установки... В систему охлаждения танка было залито 35 литров антифриза вместо 90 литров положенных. Во время испытаний тщательно контролировались основные параметры работы силовой установки при выполнении задачи.

И надо отметить, что двигатель Т-90 успешно выдержал этот сложный для него тест, отработав заданный программой ресурс на пределе температурного режима. Этот факт заставил нас несколько по-иному взглянуть на машину...» [43].

Литература и источники

1. Козишкурт В., Ефремов А. Танковый вальс. Будущее отечественного танкостроения // Завтра. — 2007, № 46 (730).

2.  Ашик М., Ефремов А., Попов Н., Танк, бросивший вызов времени. СПб., 2001.

3.  Горынин А., Лысенко О. Газотурбинные силовые установки танков // Военный парад. 2006, №1 (73), 38 НИМИ МО РФ.

4.  Устьянцев С, Колмаков Д. Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

5.  Танк и люди: Дневник главного конструктора А.А. Морозова. Харьков: НТУ «ХПИ», 2007.

6. Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 2. История создания танка Т-72. Силовая установка. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

7. Ефремов А.П. Чем выше подвижность танка, тем мобильнее сухопутные войска //Двигатель. — 2002, №5(23).

8. Архивы ФГУП «УКБТМ».

9. Попов Н.С., Изотов С.П. и др. Транспортные машины с газотурбинными двигателями. Л.: Машиностроение, 1980.

10.  Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 1. Газотурбинный танк объект 167Т. Н. Тагил, 2001.

11. Информационный справочник по надежности танков Т-72Б, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У, Т-90...по результатам войсковой эксплуатации и испытаний. СПб.: ВНИИТМ, 1994.

12. Степанов В.В. Технико-экономические аспекты оценки повышения основных боевых свойств отечественных танков за счет модернизации при капитальном ремонте: Труды девятой Всероссийской научно-технической конференции. Бронетанковая техника и вооружение, Т. 3. СПб.: ВНИИТМ, 2006.

13.  Теория и конструкция танка, Т. 1: Основы системы управления развитием военных гусеничных машин // Под ред. Исакова П.П. М.: Машиностроение, 1982.

14. Информационный справочник по анализу, оценке надежности и эффективности технического обслуживания изделий 219РВ, 219АС, 184, 188... по результатам войсковой эксплуатации и испытаний... — СПб.: ОАО «ВНИИТМ», 1996.

15. Парамонов В.А., Филиппов В.П. Топливная экономичность танка Т-80У. Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды Восьмой Всероссийской научно-практической конференции (4—7 апреля 2005г.), Т. 3. — СПб. 2005.

16. Меллентин Ф. Бронированный кулак вермахта. — Смоленск: Русич, 1999.

17. Костенко Ю.П. Танки (тактика, техника, экономика). — М: Информатика, 1992.

18. Гудериан Г. Воспоминания солдата. Смоленск: Русич, 2003.

19.  Телепередача «Смотр» от 2 декабря 2006 г. на канале «НТВ».

20. Березкин В. Последние танки СССР// Танкомастер. 1997, №3.

21. Кириченко П., Пастернак Г. Парадоксы отечественного танкостроения. М.: РОО «Техинформ», 2005.

22. Березкин В. Дизельные «восъмидесятпки» // Техника и вооружение. — 2007, №11.

23.  Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 219АС-ТО/1. 24.Акт №86 от 17мая 1979г., ОПУКБТМ.

25. Приложение к «информационному справочнику по надежности танков Т-72Б, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У, Т-90... по результатам войсковой эксплуатации и испытаний». Кн. 2. СПб.: ОАО «ВНИИТМ», 1994.

26. Морозов В., Цырульников В., Изотов Д. Что лучше дизеля? // НВО. 2001, №27.

27. Авиадвигателестроение: Энциклопедия. М.:Авиамир, 1999.

28. Потапов Ю.М. О жизни и военной службе в XX веке: В сб. Огонь, броня, маневр. М., 2001.

29. Бахметов А., Михайлов Д. Тот ли танк, который ждали? // Солдат удачи. 1999, №1.

30.  Лейковский Ю.А. Газотурбинный двигатель. Перспективы применения в БТВТ: В сб. 85 лет отечественному танкостроению (78 сентября). Н. Тагил, 2005.

31. Куракин Б. Перспективы развития бронетанковой техники //http://www.opk.ru.

32. Ромасев К. О сравнительном совершенстве современных основных боевых танков // Техника и вооружение. 2002, №8.

33. Морозов В., Изотов Д. Двигатели для «летающих танков» // Двигатель. 1999, №5.

34. Гордеев В. Танковый дизель В-92С2: В сб. Конструктор танковых дизелей И.Я. Трашутин. Уральская школа двигателестроения. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2006.

35. Дзявго А. Основные требования к боевому танку XXI века // ВПК, №13 (80). 2005, 13—19апр.

36.  Черноморский А.И. О работах по перспективным танковым ГТД за рубежом // Зарубежная военная техника, серия 4, вып. №9. 1981, июнь.

37.  Козишкурт В., Ефремов А. Т-80: четверть века в строю // ВПК, №24 (41). 2004, 30 июня — 6 июля.

38. Держанский В.Б., Жебелев К.С, Тараторкин И.А. Зависимость критериев управляемости быстроходных гусеничных машин от удельной мощности: Материалы конференции «Броня-2006». — Омск, 2006 г.

39. Богданов С.Н., Ефремов А.П., Макоклюев А.И. Обоснование показателей системы охлаждения танкового двигателя // ВБТ. 1987, №2.

40. Бабаев А.И. Развитие силовых установок бронетанковой техники в ФРГ // Зарубежная военная техника, серия 4, вып. №3. 1978, июнь.

41. Козишкурт В., Ефремов А. Чего не боятся танки? // НВО. 2004, №38.

42. Овсянников Б. Будущее — за ГТД // НВО. — 2002, №11.

43. Бахметов А., Михайлов Д. Т-90 путевка в жизнь // Танкомастер. 1999, №4.

Использованы фотографии из фонда ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (ведущий художник-фотограф О.В. Пермякова, ведущий специалист В.И. Пономарев), из коллекций Н.А. Молоднякова и И.А. Демченко (ФГУП «УКБТМ»), И.А. Скороходова (ФГУП «ПО «УВЗ»), С.В. Суворова, из архива редакции, а также из сети Internet.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz