Предыдущая Оглавление Следующая

Танки Т-80Б и Т-80БВ принимали участие в контртеррористической операции в Чечне в ходе так называемой первой кампании, где ярко проявились все вышеотмеченные недостатки танков с ГТД. По материалам открытой печати, при боевых действиях федеральных войск России против незаконных вооруженных формирований Чечни в Грозном в 1994—1996 гг. отмечены случаи покидания экипажами исправных танков Т-80 [31]. В ходе второй чеченской кампании танки Т-80 в боевых действиях уже не использовались.

Поэтому ничего, кроме удивления, не может вызвать заявление сторонников ГТД, выдаваемое за действительное, что «...при заключении Хасавюртовских соглашений одним из условий Масхадова было требование убрать из Чечни полк «восьмидесяток», которые неслышно подкрадывались в горах, доставляя немалый урон боевикам» [5]. Думается, истинную причину ухода «восьмидесяток» из Чечни читатель домыслит сам.

По оценке в 2003 г. Главнокомандующего Сухопутными войсками Н.В. Кормильцева, по результатам боевых действий в Чечне «Наиболее эффективным образцом БТВТ в реальных боевых условиях оказался танк Т-72, имеющий надежную броню и динамическую защиту, выдерживающий от 3 до 5 попаданий гранат РПГ и продемонстрировавший высокую огневую эффективность. При совершении маршей в горных условиях с перепадом высот от 500 до 2100 м на этих танках практически не было отказов по техническим причинам» [32]. В перечне лучших образцов российского вооружения по итогам боевого применения в Чечне Главком не упомянул танк Т-80.

Кстати, по информации В. Мясникова, Т-90С уже успел «отлично показать себя в танковых боях на индо-пакистанской границе» [2].

Перечисление слабых мест защищенности танка Т-80 будет неполным, если не привести результаты сравнительных испытаний танков Т-80 и Т-72 по их защищенности от воздействия ударной волны ядерного взрыва. В 1978 г. в казахстанских степях под Семипалатинском были проведены испытания боевой техники всех родов войск Вооруженных Сил СССР на воздействие ударной волны от взрыва модели ядерного боеприпаса определенной мощности. Эпицентром взрыва была гора взрывчатых веществ высотой с пятиэтажный дом. Участник этих испытаний В. Д. Тумасов рассказывает:

«Танки, как ударная сила, были размещены на самом близком расстоянии от эпицентра и, конечно, получили очень сильное воздействие ударной волны... Но, несмотря на... нанесенные при этом значительные повреждения, танк Т-72 с честью выдержал это испытание. Он своим ходом прибыл в парк, притащив при этом на буксире танк Т-80» [33].

Литература и источники

1.     Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 2. История создания танка Т-72. Силовая установка. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

2.     Мясников В. Атака недорогих танков // НВО. 2004, №31 (391).

3.    Архивы ФГУП«УКБТМ».

4.     Попов Н.С., Изотов С.П. и др. Транспортные машины с газотурбинными двигателями. Л: Машиностроение, 1980 г.

5.     Морозов В., Цырульников В., Изотов Д. Что лучше дизеля? // НВО. 2001, №27.

6.      Желтоножко О. Т-80: История, проблемы, перспективы // Мир оружия. 2005, 03 (06).

7.    Потемкин Э.К., Абрамов Б.А. Научно-технический вклад ОАО «ВНИИТрансмаш» в создание и развитие танка Т-80: ВНИИТрансмаш-2000. Приложение к ежегодному научно-техническому сборнику (исторические события). СПб., 2001.

8.    Ромасев К. О сравнительном совершенстве современных основных боевых танков // Техника и вооружение. 2002, №8.

9.      Танк и люди: Дневник главного конструктора А.А. Морозова Харьков: НТУ«ХПИ». 2007.

10.      Ефремов А.П. Без шума не получается // НВО. — 2004, №27.

11.      Ашик М.В., Ефремов А.С., Попов Н.С. Танк, бросивший вызов времени. СПб., 2001.

12.    Козишкурт В., Ефремов А. Чего не боятся танки? // НВО. 2004, №38.

13.    Руководство по эксплуатации объекта 219АС,

14.    Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 1, Газотурбинный танк объект 167Т. Н. Тагил, 2001.

15.   Лейковский Ю.А. Газотурбинный двигатель. Перспективы применения в БТВТ // 85 лет отечественному танкостроению (78 сентября). Н. Тагил, 2005.

16.  Костенко Ю.П. Танки (воспоминания и размышления). Ч. III. М., 1999.

17.  Никольский М. Основные танки США. —М.: АСТ«А», 2001.

18.  Отчет о ходовых (полигонных) приемочных испытаниях масла ВНИИНП М-5з/16Д2 на двигателе В-92С2: Протоколы №17 и №18 ВНИИТМ. — Нижний Тагил: ФГУП «УКБТМ», 2001.

19.  Парамонов В.А., Филиппов В.П. Топливная экономичность танка Т-80У // Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды Восьмой Всероссийской научно-практической конференции (4—7 апреля 2005 г.). Т. 3. — СПб., 2005.

20.  Матяш В. Т-90С: Испытание пустыней // Военный парад. — 2000, №1 (37).

21.  Матяш В. Т-90: друг солдату, гроза врагу// Красная Звезда. 1999, 21 апр.

22.  В. Козишкурт В., Ефремов А. Танковый вальс. Будущее отечественного танкостроения // Завтра. — 2007, №46 (730).

23.   Козишкурт В.И., Филиппов В.П. Единое базовое шасси для бронированных гусеничных машин // Актуальные проблемы защиты и безопасности. Труды Восьмой Всероссийской научно-практической конференции (47 апреля 2005 г.). Т.З. СПб., 2005.

24.  Шевченко Я.В. Состояние и перспективы обеспечения защищенности гусеничных и колесных бронированных машин //Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды Восьмой Всероссийской научно—практической конференции (47 апреля 2005 г.). Т.З. СПб., 2005.

25. Барятинский М. Танк Т-80. М.: Танкомастер, 2002.

26.  Лосик О.А., Брилев О.Н. Имеют ли танки будущее? // Техника и вооружение. 2006, №1.

27.   Григорян В.А. «Боеприпасы». 2005, №1.

28.     Held M. Warhead hit distribution on main in the Gulf. j. of battlefield Techn., v.3, №1,2000.

29.     Желтоножко О. Перспективы Т-80 и требуемый уровень БТТ для российской армии // Мир оружия. — 2005, 05 (08).

30.      Суворов С. Т-90 гордость отечественного танкостроения // Техника и вооружение. — 2006,№1.

31.    Белогруд В. Грозный. Танки. Как это было // Мир оружия. 2005, 03(06).

32.      Общероссийская еженедельная газета. 2003, №9, 511 ноября.

33.    Тумасов В.Д. Страшное, незабываемое зрелище // Устьянцев С. Колмаков Д. Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

Использованы фотографии из фонда ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (ведущий художник-фотограф О.В. Пермякова, ведущий специалист В.И. Пономарев), из коллекций Н.А. Молоднякова и И.Л. Демченко (ФГУП «УКБТМ»), И.А. Скороходова (ФГУП «ПО «УВЗ»), из архива редакции, а также из сети Internet.

Предыдущая Оглавление Следующая