Предыдущая Оглавление Следующая

Конструкции основных элементов ходовой части тагильских танков постоянно совершенствовались в процессе серийного производства и проверены при массовой длительной войсковой эксплуатации, а также в боевых действиях танков в различных регионах мира (танки Т-55, Т-62, Т-72). Подобного широкого и длительного опыта, в том числе и боевого применения, танки семействаТ-80 не имеют.

Еще раз отметим несколько важных цифр и выводов.

По данным подконтрольной войсковой эксплуатации основных боевых танков в войсковых частях, установлено явное преимущество ходовой части танков типа Т-72 в сравнении с танками типа Т-80:
- по долговечности (по 90%-ному ресурсу) [7,8]: по гусенице — в 1,26— 1,38 раза; по опорным каткам — в 1,2— 1,97 раза;
- по показателю сменяемости однотипных сборочных единиц при наработке в диапазонах до гарантийной наработки и капитального ремонта соответственно [7]: по гусенице — в 8,75/2,8 раза; по опорным каткам — в 13,7/2,1 раза; по венцам ведущих колес — в 15/2,65 раза; по гидроамортизаторам — в ** /5,4 раза.

Из приведенных данных следует:

1) по основным сборочным единицам ходовой части для поддержания боеготовности танков типа Т-80 до капитального ремонта требуется в 2,15,4 раза больше запасных частей, чем для однотипных сборочных единиц танков типа Т-72;

2) по долговечности основных сборочных единиц ходовой части танки типа Т-72 имеют по сравнению с танками типа Т-80 резервы по дальнейшей модернизации и совершенствованию конструкции в связи с большей несущей способностью ходовой части.

В книге питерских авторов говорится о сверхпроходимости Т-80 по сравнению с Т-72. Утверждается, что в 1972 г. при проведении войсковых испытаний танки Т-72 увязли в болоте белорусского Полесья, а Т-80 спокойно его преодолели [21].

В этом месте книги особенно много пафоса — рассказывается об особенностях технических возможностей газотурбинного двигателя, приводятся слова одного из авторов книги: «Абсолютно убежден, что это оказалось по силам лишь газотурбинному двигателю с PCА силовой турбины...» После таких слов у читателя может сложиться мнение, что танки Т-72 так и не преодолели это злополучное болото.

В действительности дело было так. В тот день две Сформированные неполные роты танков Т-72 (всего 15 единиц) выпустили в пробег первыми (может быть, умышленно, по замыслу комиссии, лоббировавшей танк Т-80, так как всегда первыми начинали движение танки первой роты Т-80). Дойдя до болота, два первых танка Т-72 без должной разведки увязли в нем, что вызвало остановку всей колонны Т-72. Заглушив двигатели, танкисты потом длительное время не могли их запустить, так как в топливные системы дизельных танков впервые был заправлен бензин, и тагильчане столкнулись с проблемой, которую полностью решили только через год, научившись бороться с образованием бензиновых паровых пробок в топливном насосе высокого давления горячего двигателя и исключением роста давления паров бензина в расходном баке, приводящего к вытеснению из него топлива в направлении, противоположном нормальной выработке топлива.

Подошедшие танки Т-80 после осторожной разведки и подсказки танкистов Т-72 нашли брод, через который успешно прошли сами, а за ними позднее прошли все Т-72.

Один из авторов данной публикации был прямым очевидцем этих событий, так как в тот день решал проблему пуска дизелей на бензине.

Трудно предположить, что руководитель КБ-3 и соавтор книги [21], будучи членом комиссии по проведению войсковых испытаний танков Т-80 и Т-72, не располагал достоверной информацией о том, с какими проблемами столкнулись тагильчане.

Прав был советский писатель И. Эренбург, сказавший: «Когда очевидцы молчат рождаются легенды».

Литература и источники

1.      Лейковский Ю.А. Газотурбинный двигатель. Перспективы применения в БТВТ // 85 лет отечественному танкостроению (7—8 сентября). Н. Тагил, 2005.

2.      Морозов В., Цырульников В., Изотов Д. Что лучше дизеля? // НВО. 2001, №27.

3.     В. Козишкурт В., Ефремов А. Танковый вальс. Будущее отечественного танкостроения // Завтра. — 2007, №46 (730).

4.     Дзявго А. Основные требования к боевому танку XXI века // ВПК. — 2005, №13 (80).

5.    Информационный справочник по надежности танков Т-72Б, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У, Т-90... по результатам войсковой эксплуатации и испытаний. — СПб.: ВНИИТМ, 1994.

6.    Архивы ФГУП «УКБТМ».

7.     Информационный справочник по анализу, оценка надежности и эффективности технического обслуживания изделий 219РВ, 219АС, 184, 188 ... по результатам войсковой эксплуатации и испытаний. — СПб.: ВНИИТМ, 1996.

8.   Информационно-аналитический справочник по анализу, оценке надежности и эффективности технического обслуживания основных объектов БТВТ (219Р, 219РВ, 219АС, 184, 188...) по результатам войсковой эксплуатации и испытаний. СПб.: ВНИИТМ, 1999.

9.   Ефремов А.П. Без шума не получается // НВО. 2004, №27.

10. Бахметов А., Михайлов Д. Т-90 путевка в жизнь // Танкомастер. 1999, №4.

11.  Приложение к информационно-аналитическому справочнику «Анализ, оценка надежности и эффективности технического обслуживания основных объектов БТВТ (219Р, 219РВ, 219АС, 184, 188...) по результатам войсковой эксплуатации и испытаний», Кн. 2. СПб.: ВНИИТМ, 1999.

12.  Приложение к информационно-аналитическому справочнику «Анализ, оценка надежности и эффективности технического обслуживания основных объектов БТВТ (219Р, 219РВ, 219АС, 184, 188...) по результатам войсковой эксплуатации и испытаний», СПб.: ВНИИТМ, 1999.

13.   Березкин В. Дизельные «восьмидесятки» // Техника и вооружение. — 2007, №11.

14.   Сергеев В.Н. Лучшие танки в мире // ВПК. 2003, №14.

15.   Овсянников Б. Будущее за ГТД // НВО. 2002, №11.

16.  Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 1, Газотурбинный танк объект 167Т. Н. Тагил, 2001.

17.   Костенко Ю.П. Танки (тактика, техника, экономика).М.: НТЦ «Информатика», 1992.

18.   Танк и люди: Дневник главного конструктора А.А. Морозова Харьков: НТУ «ХПИ». 2007.

19.     Костенко Ю.П. Танки. (Воспоминания и размышления). М., 2006 г.

20.     Интернет-сайт «История отечественного танкостроения в послевоенный период».

21.      Ашик М.В., Ефремов А.С., Попов Н.С. Танк, бросивший вызов времени. СПб., 2001.

22.      Устьянцев С., Колмаков Д. Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72. — Н. Тагил: Медиа-Принт, 2004.

Использованы фотографии из фонда ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (ведущий художник-фотограф О.В. Пермякова, ведущий специалист В.И. Пономарев), из коллекций Н.А. Молоднякова и И.А. Демченко (ФГУП «УКБТМ»), ИЛ. Скороходова (ФГУП «ПО «УВЗ»), из архива редакции, а также из сети Internet.


Уважаемые читатели! В прошлом номере в статье «Ответ оппонентам» были перепутаны подписи под двумя фото на стр. 7. Под фото слева внизу следует читать: «Поражение бронецели управляемой ракетой танка Т-90С»; под фото справа: «Поражение бронецели бронебойными подкалиберными снарядами танка Т-90С». Редакция приносит свои извинения. (исправлено. ВВС)

** В пределах гарантийной наработки сменяемость гидроамортизаторов на танках типа Т-72, в отличие от танков Т-80, не требуется.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz