Предыдущая Оглавление Следующая

Аналогичный подход с модернизацией существующих образцов БТТ должен осуществляться и в России с одновременным принятием мер по ликвидации наметившегося отставания в танковом дизелестроении. При этом следует понимать, что именно серийные двигатели определят на ближайшие полтора—два десятилетия облик отечественного ОБТ.

Эта первоочередная неотложная задача, относящаяся к вопросам обеспечения национальной безопасности страны, требует незамедлительного рассмотрения и решения на самом высоком государственном уровне. Поэтому в ближайшее время нам нужны для основного боевого танка не малоразмерные двигатели HPD, а научно-технические достижения, подобные используемым фирмой MTU для получения высоких параметров этих двигателей, и новые технологии для реализации в двигателе В-92С2.

• Силовая установка (СУ) является одной из главных составных частей (СЧ) танка, и ее развитие возможно только при четком представлении развития отечественных ОБТ на ближнюю и долгосрочную перспективу. Эти вопросы относятся к разрабатываемым концепциям танка и двигателя, которые определяют стратегические ориентиры для отраслевых предприятий, занятых модернизацией и созданием перспективных образцов российских танков.

Концепции указывают направления финансовых потоков на улучшение военно-технической эффективности танка, силовой установки и ее составных частей на длительный период времени с учетом тенденций развития БТТ за рубежом и финансовых возможностей нашего государства. Тем опаснее ошибки в определении целей, стоящих перед отечественным танкостроением, и финансовых возможностей России в состязании с основными странами НАТО в перевооружении бронетанковых сил.

К сожалению, создается впечатление полной растерянности среди высших военных и промышленных кругов страны, отраслевых НИИ в решении этих вопросов.

Проанализируем основные составляющие концепции развития отечественных танковых двигателей в России:

Тип двигателя

Четкого и ясного выбора типа танкового двигателя сегодня нет.

-  ВНИИТМ и НИИД, признавая то, что основным типом двигателя для отечественных БТТ на ближайшие 20—30 лет являются турбопоршневые двигатели, одновременно считают, что «основными типами двигателей для объектов БТТ продолжают оставаться турбопоршневые двигатели (ТПД) и газотурбинные двигатели (ГТД)» [6, 14]. Разве возможно понять позицию институтов о выборе единого типа двигателя перспективного танка?

- ВНИИТМ обосновывает целесообразность модернизации танков Т-80Б и Т-80У, что дезавуирует заявление о переходе к единому танковому двигателю — ТПД и единому ОБТ;

- Генеральный заказчик финансирует НИОКР двух КБ («Спецмаш» в г. Санкт-Петербурге и КБТМ в г. Омске), увлеченно занимающихся вопросами модернизации газотурбинных танков типа Т-80, разработкой перспективного танка XXI века и созданием семейства БТ на его базе [ 19];

- В 2005 г. приняты на вооружение три новых модификации танка Т-80 [20];

- В решении конференции «Броня-2002», участие в которой принимал Генеральный заказчик, перед разработчиками Т-80 и танкового газотурбинного двигателя поставлена задача создания принципиально новой силовой установки, оснащенной газотурбинным двигателем с теплообменником (как на американском танке M1) Это требует обязательной установки воздушных фильтров высокой очистки и резкого наращивания объемов МТО. Такое копирование автоматически перенесет на отечественный перспективный танк все известные недостатки «Абрамса» и потребует беспрецедентного по объему выделения средств, рассчитанного на десятки лет.

К сожалению, приходится констатировать, что грамотной и четкой стратегии развития отечественного двигателя в танкостроении нет. Создается убеждение, что провозглашенный начальником ГАБТУ А.А. Галкиным в 1990-х гг. лозунг о переходе сухопутных вооруженных сил на единый танк Т-90, подтвержденный всеми последующими высшими военными руководителями страны и Главного автобронетанкового управления, останется записанным только на бумаге.

Поневоле в нашей памяти возникает странное и тяжелое ощущение «дежавю» — повторение описанных нами трагических событий в отечественном танкостроении в 1930-х — начале 1940-х гг. (см. главу 1);

Компоновочная схема танкового дизеля. Размерность двигателя

Как было сказано выше, для перспективного танка предпочтение отдано 4-тактному турбопоршневому двигателю. Ранее рекламируемое НИИД для нового проектирования применение компоновочных схем дизелей типов веерных, оппозитных и др., «разработка которых была связана, в основном, со стремлением увеличить габаритную мощность дизеля за счет увеличения плотности его компоновки, не выдержало проверки временем. Предпочтение должно быть отдано классической V-образной схеме» [14]. (Еще одна ошибка институтов в прогнозировании !).

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz