Последующие необходимые шаги и направления развития дизельных двигателей ОБТ и силовых установок с ними составляют тему отдельного разговора и представлены в статьях специалистов НИИД [14, 23]. Но все они обретут смысл только после решения задач первого шага, обозначенного выше.
Подытожим сказанное:
На текущий момент, как нам известно, продолжается финансирование газотурбинной тематики, реальные шаги по развитию дизелей отсутствуют и, по нашей информации, не планируются.
Литература и источники
1. Вавилонский Э.Б. Как это было... Ч. 2. История создания танка Т-72. Силовая установка. — Н. Тагил: «Медиа-Принт», 2004.
2. Архивы ФГУП «УКБТМ».
3. Троицкий Н.И., Смирнова Т.Н., Подгаецкий В.М., Степанов В.В. Необходимость применения двойных технологий при создании современных отечественных двигателей бронетанковой техники // Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции.
4. Путин В.А., Бондарь В.Н., Рождественский Ю.В., Шароглазов Б.А. Конструктор танковых дизелей И.Я. Трашутин. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2006.
5. Ромасев К. О сравнительном совершенстве современных основных боевых танков.
6. Троицкий Н.И., Смирнова Т.Н., Подгаецкий В.М., Степанов В.В. Современное состояние и концепция дальнейшего развития силовых установок боевых бронированных машин // Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции. — 2006, 3—6 апреля.
7. Сафонов И. В армии танки будут всегда: Интервью с С. Маевым // Коммерсантъ. — 2006, №45.
8. Кириченко П., Пастернак Г. Парадоксы отечественного танкостроения. — М.: РОО «Техинформ», 2005.
9. Зубов Е.А. Двигатели танков. — М.: НТЦ «Информтехника», 1995.
10. Попов Н., Саркисов А., Лейковский Ю. Газотурбинная силовая установка танка Т-80У // Военный Парад. — 2000, май—июнь.
11. Ашик М.В., Ефремов А.С., Попов Н.С. Танк, бросивший вызов времени. — СПб., 2001.
12.Научно-исследовательский институт двигателей — 50 лет в двигателестроении. —М., 2002.
13. Костенко Ю.П. Танки (воспоминания и размышления). Ч. III. — М., 1999.
14. Подгаецкий В., Смирнова Т., Троицкий Н. Актуальные проблемы совершенствования дизельных двигателей специального назначения. К концепции дальнейшего развития отечественных танковых двигателей //Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения. Труды международной научно-технической конференции. 26—28 апреля. — Челябинск: ЮУрГУ, 2006.
15. Аганов А. Танковые двигатели зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. — 2000, №4.
16. Степанов В.В. Технико-экономические аспекты оценки повышения основных боевых свойств отечественных танков за счет модернизации при капитальном ремонте // Труды девятой Всероссийской научно-технической конференции. Бронетанковая техника и вооружение. Т.З. — СПб.: ВНИИТМ.
17. Рекламные материалы иностранных фирм.
18. Филиппов П. Леопарду служить еще долго // ВПК. —2006, 8—12 сентября.
19. Выступление главного конструктора ОАО «Спецмаш» А. Уманского // Телепередача «Смотр» от января 2007 г. на канале «НТВ».
20. Козишкурт В.И. Наш курс должен остаться прежним. В сб. «85 лет отечественному танкостроению» (7—8 сентября). — Н. Тагил, 2005.
21. Перспективные направления улучшения топливной экономичности транспортных двигателей за рубежом. Аннотация обзора ФГУП НИИД. — 2004.
22. Беликов Д. ГАЗ раскручивает итальянские двигатели // Коммерсант. — 2006, №132.
23. Троицкий Н.И. Танковые двигатели и силовые установки — состояние и задачи развития. В сб. «85 лет отечественному танкостроению», (7—8 сентября). — Н. Тагил, 2005.
Использованы фотографии из фонда ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» (ведущий художник-фотограф О.В. Пермякова, ведущий специалист В.И. Пономарев), из коллекций Н.Л. Молоднякова и ИЛ. Демченко (ФГУП «УКБТМ»), И.Л. Скороходова (ФГУП «ПО «УВЗ»), а также из сети Internet.