Предыдущая Оглавление Следующая

Танковые газотурбинные двигатели не получили большого распространения в мире. Это подтверждается тем, что из 25 специальных программ, определяющих развитие мирового танкостроения и танкового рынка в 2003—2012 гг., только две программы относятся к газотурбинным двигателям [15].

Круг стран-потребителей танков с ГТД непрерывно сокращается. Во всех странах Европы и Азии при выборе будущего танка для своих армий предпочтение отдается дизельным танкам. Об этом свидетельствуют результаты тендерных испытаний. Выбор в пользу дизельных танков сделали: Швейцария (1983 г.), ОАЭ (1998 г.), Греция (2002 г.), Турция (в 2002 г. приняла предложение США об участии в своем тендере М1А2 при условии замены ГТД на дизельные силовые блоки EUROPACK), Алжир (2006 г.), Израиль и Южная Корея [15, 16]. Таким образом, танки с газотурбинными двигателями имеют ограниченные перспективы развития и на мировом рынке вооружения не пользуются спросом. По совокупным показателям силовые установки современных дизельных танков превзошли силовые установки с ГТД. В перспективе эти преимущества будут еще более выраженными.

Глава 25. Эпилог

« Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно».
(Пифагор, древнегреческий математик)

«Мы постучали во все двери, но, может быть, нас не услышали. Давай стучать изо всех сил!»
(Готлиб Даймлер, изобретатель бензинового двигателя, работавшего по четырехтактному циклу)

Ни одна страна в мире не могла себе позволить иметь на вооружении три типа основных боевых танков, кроме СССР. Но в СССР была мобилизационная экономика, т.е. большая часть ресурсов вкладывалась в строительство Вооруженных сил.

Россия — страна с рыночной экономикой, имеющая массу социальных проблем, не может себе позволить подобных безразмерных затрат на оборону. Принцип разумной достаточности должен возобладать в умах наших военных. К сожалению, до последнего времени довольно значительные средства направлялись и направляются на модернизацию танков Т-80, хотя их серийное производство не ведется, так как завод-изготовитель в Омске полностью прекратил свое существование.

«Промедление невозвратимой смерти подобно», — любил говорить мудрый российский император Петр I. Поэтому неотложно и решительно руководство Министерства обороны должно сделать окончательный выбор единого основного боевого танка для Российской Армии. Мы надеемся, что этот выбор будет сделан в пользу танка Т-90. Для этого даже не требуется выполнение сравнительных расчетов военно-технического уровня танков Т-80У и Т-90С, обычно поручаемых отраслевому научно-исследовательскому институту ВНИИТрансмаш.

Из прочитанного материала выводы вытекают сами собой:

1.  Газотурбинный танк Т-80У не предназначен для эксплуатации в регионах мира с потенциально напряженной политической и военной обстановкой (Ближневосточный, Средневосточный, южная часть Дальневосточного ТВД и т.д.), в том числе по всему полупериметру границ России и стран СНГ, расположенным на юге, отличающимся сложностью географических и климатических условий (высокие температуры окружающего воздуха, высокогорный рельеф местности, большая запыленность воздуха), отсутствием развитой сети автомобильных дорог и железнодорожных путей, затрудняющей снабжение танковых подразделений топливом.

В этих условиях эксплуатации дизельные танки Т-90 имеют неоспоримые преимущества перед газотурбинными танками в надежности силовой установки, скорости движения и автономности действия танков, высотности силовой установки.

2. Танк Т-80У не имеет перспективы развития:
- из-за создавшегося тупика в улучшении топливной экономичности, также повышении мощности двигателя вследствие допущенных стратегических просчетов в применении необслуживаемых бескассетных воздухоочистителей, обладающих высоким пропуском пыли в двигатель. Повышение температуры цикла не может быть применено как главный фактор улучшения эффективных показателей двигателя, ибо влечет за собой увеличение количества расплава и оседания пыли в проточной части двигателя, приводящих к его ненормальной работе;
- вследствие меньшей, чем у танка Т-90, несущей способности ходовой части, препятствующей увеличению средних скоростей движения танка, а также внедрению новых комплексов и систем, требующих увеличения массы;
-  по причине высокой стоимости двигателя и танка.

3.  Сильной стороной танка Т-90 является возможность использования отработанных узлов, систем и комплексов для последующей модернизации танков Т-72А и Т-72Б, доля которых в современном танковом парке мира огромна.

Сегодня танк Т-90 по своим основным боевым и техническим характеристикам приближен к ТТХ лучших зарубежных образцов ОБТ, а по ряду показателей превосходит их. По критерию « эффективность-стоимость» Т-90 является лучшим в мире. Эти качества уральских танков являются привлекательными на внешнем рынке вооружения для многих стран и сулят большой приток денег в отраслевую экономику и государственную казну, способны создать плацдарм для возрождения всех наук и исследований, связанных с танком.

4.  Танки Т-80У и Т-90 имеют во многом совпадающие тактико-технические характеристики, в том числе вооружения и СУО. А по ряду важнейших показателей ТТХ (надежности танка и двигателя, топливной экономичности и запасу хода, приемистости двигателя, пусковым качествам двигателя при боевой готовности №1, затратам на восстановление силовой установки, защищенности и живучести танка, в том числе при применении ядерного оружия, потребности в запасных частях, использованию шасси базового танка для создания комплекса инженерных и специальных машин для различных родов войск Вооруженных Сил и т.д.) Т-80У проигрывает танку Т-90.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz