Сергей Суворов, кандидат военных наук
В статье использованы фото ООО «ВПК», С. Суворова, Д. Пичугина, А. Аксенова и А. Вурцева.
Опыт локальных военных конфликтов последних лет выявил потребность войск в таких средствах, как многоцелевые бронированные автомобили. В настоящее время десятки компаний по всему миру занимаются разработками, производством и поставками машин такого класса. Они нашли применение как в армейских структурах, так и в структурах охраны правопорядка, а также и во многих других областях, где требуется защищенная и мобильная техника.
Толчком к развитию подобных машин послужили многочисленные недостатки широко разрекламированного американского многоцелевого автомобиля HMMWV, или (более распространенное его название) «Хаммер». Агрессивная реклама и умелое продвижение на рынки обеспечили производителям заказы на тысячи «Хаммеров» в различных вариантах. Позже, когда в процессе эксплуатации этих автомобилей заказчики столкнулись с многочисленными проблемами, многие компании, занимавшиеся производством автомобильной техники и колесных бронированных машин, приступили к созданию образцов, способных заменить HMMWV, только на более качественном уровне. И на различных международных выставках замелькали «броневики» XXI века от компаний Renault (Франция), KMW (Германия), Iveco (Италия), FNSS (Турция), Bin Jaber Group (ОАЭ) и многих других. Среди всех этих очень и не очень именитых марок особое место занимает многоцелевой бронированный автомобиль «Тигр», который сейчас поставляет в силовые структуры и на экспорт ООО «Военно-промышленная компания» (ООО «ВПК»), а непосредственная сборка автомобиля осуществляется на «Арзамасском машиностроительном заводе», входящем в периметр управления ООО «ВПК».
Столкнуться с современной американской легендой мне довелось во время командировки в ОАЭ (С 1996 по 1999 г. я был советником в Бронетанковой школе армии ОАЭ).
В армии этой страны таких машин много, сказалась мощная реклама, на которую и «купилось» военное руководство Эмиратов. Почему «купилось» ? Да потому, что автомобиль этот оказался на деле совсем не тем, каким он представлялся в рекламе.
Мечта посидеть за его рулем меня обуревала давно. Да и кому не хотелось бы поуправлять автомобилем, который в некотором роде стал чем-то вроде эталона армейского внедорожника? В эмиратской армии покататься на «Хаммере» — не проблема. Если имеется водительское удостоверение военного образца (в ОАЭ водительские удостоверения бывают гражданскими и военными), молено садиться за руль любого автомобиля с армейскими номерами или зарегистрированного в вооруженных силах. Для вождения личного автомобиля должно быть водительское удостоверение гражданского образца.
На открытии выставки IDEX-2003 «Хаммер» сел «на брюхо» при преодолении рядового препятствия, после чего автомобиль пришлось стаскивать тягачом.