Пара Ми-8 280-го овп осуществляет патрулирование — «просмотр» дорог под Кандагаром. Над приборной доской слева виден коллиматорный стрелковый прицел командира ПКИ. Весна 1981 г.
В начале декабря 1984 г., возвращаясь в Кандагар с задания, разведчики группы капитана А.А. Толкачева из 173-го оспн с воздуха заметили свежие следы автомашины, тянувшиеся вдоль «зеленки» реки Гильменд. Обнаружив дорогу, на ней решили устроить засаду, для чего к месту направили группу из 25 человек. Под вечер 3 декабря вертолетное звено 280-го овп забросило разведгруппу к «зеленке». Высадку предваряли две ложные посадки в 10 и 20 км от выбранной точки, где вертолеты имитировали десантирование, подняв тучу пыли. Тут же напоказ, «прикрывая высадку», кружили Ми-24. Уже в сумерках вертолетчики вышли к намеченному месту, спецназовцы покинули «борта» и марш-броском ушли к ближним холмам. Под покровом ночи оборудовали позиции, с которых на 3—5 км просматривалась (и простреливалась) вся округа, а вдоль дороги выставили мины направленного действия МОН-100. Маскируя присутствие, несколько дней подряд скрывались на «лежке» в окопах, спускаясь поесть в лощину в стороне (в нее же при обустройстве укрытий относили свежевырытую землю). Прошедшие рядом пастухи не заметили засады, и ночью 7 декабря тропа «ожила».
![]() |
![]() |
В свободные минуты на Кандагарском аэродроме. Вертолетчики 280-го овп культурно отдыхают — забивают «козла». Лето 1980 г. | «Восьмерка» кружит над расстрелянной и горящей «Тойотой». Машина, ехавшая по пустыне, не подчинилась команде остановиться и пыталась уйти. Район Кандагара, весна 1981 г. |
К засаде вышли три грузовика ЗиЛ-130 и два пикапа, двигавшиеся без фар: сомнений в принадлежности ночного каравана не оставалось. Судьба каравана решилась в течение минуты: подрывом мин, гранатометами РПГ-18 и автоматно-пулеметным огнем три машины сразу были подожжены, и в них начали рваться боеприпасы. С конвоем шли полсотни душманов, кинувшихся врассыпную и попавших на мины. Уцелевших добивали при свете осветительных ракет и трассеров. На месте остались 44 убитых моджахеда, и уйти, похоже, не удалось никому: хотя неподалеку у Гильменда стояли кишлаки, на подмогу оттуда никто не поспешил, а ночная стрельба в этих краях была обычным делом и вполне могла сойти за нередко случавшееся местное «выяснение отношений». Остается лишь добавить, что со своей стороны спецназовцы не имели даже раненых, а при вызове «вертушек» на снятие засады командиру пришлось попросить лишнюю машину для вывоза доставшихся трофеев.
Высадка засад с воздуха позволяла решить многие проблемы организации таких действий: спецназ получал свободу маневра и оперативность, в кратчайшее время попадая в нужное место. Организуя засаду в Гардезе 25 ноября 1985 г., группа 177-го оспн на двух Ми-8 вышла в указанной район, преодолев заснеженные горы и скрытно подойдя к месту на предельно малой высоте. Вертолеты не поднимались выше 3—5 м над землей, и, петляя в ущелье, «вертушка» ведущего даже один раз задела колесом о камень, доставив десанту в кабине неприятные ощущения. После высадки вертолеты тут же ушли, а группа оседлала дорогу, где ожидался проход каравана. Командир группы первым делом наладил связь с дежурившей в готовности парой Ми-24, находившейся в 20 мин полета. Уже через несколько часов группа встретила трактор с ехавшими на нем душманами и уничтожила их, захватив в прицепе 12-ствольную реактивную установку (ПУ PC), которую искали уже давно: обстрелы немало досаждали гарнизону и аэродрому. Операция прошла без потерь со своей стороны, хотя вывезти громоздкий трофей на Ми-8 удалось с большим трудом: лишь со второй попытки вертолет с таким грузом сумел подняться в воздух. Противник не решился отбивать трофей: с воздуха группу прикрывали пара Су-25 и звено Ми-24, «обработавшие» соседние склоны.
В другой раз, получив сообщение разведки о готовящемся обстреле Джелалабадского аэродрома, спецназ 154-го оспн тут же ушел на вертолетах на поиск душманских позиций. Противник уже готовился открыть огонь, когда его атаковали разведгруппы, а с воздуха проштурмовали вертолеты. Трофеями стали несколько десятков PC, захваченных на позиции.
В декабре 1985 г. 177-й оспн провел ряд успешных выходов под Ургуном, тем более значимых, что действовать приходилось на пределе досягаемости авиации, в удаленном и полностью контролируемом противником районе, В одной из засад группе капитана Степанова удалось захватить около 60 единиц стрелкового оружия, ДШК и «безоткаток», а также грузовик, набитый боеприпасами в таком количестве, что их не мог забрать ни один вертолет и добычу пришлось взорвать. Разведгруппа капитана П. Бекоева у кишлака Гумалькалай разгромила караван с оружием и боеприпасами, в котором погиб и советник-американец.