![]() |
![]() |
Экипаж капитана Г. Павлова у своего Ми-24П, сбитого 12 июня 1985 г. при поддержке спецназа у Бамиана. Благодаря мастерству летчика никто из экипажа не пострадал. | Хозяйственный борттехник Лейко забирает из кабины бортовой пулемет ПКТ: разбившейся машине дефицитное оружие больше не пригодится. |
Спецназ и авиаторы принадлежали различным «ведомствам», имея свое командование и наставления. Разность в подчинении приводила к долгому прохождению приказов, утрате гибкости и оперативности. Решение на совместную работу выполнялось без намека на то, что еще в годы Великой Отечественной войны достигалось «боевым сколачиванием» подразделений с выработкой слаженности и чувства локтя. По большей части дело ограничивалось получением боевой задачи на совместные действия с привлекающимися от случая к случаю экипажами и кратким инструктажем. Наиболее дальновидные командиры при этом старались изыскать возможность совместной проработки будущих вылетов, идя на не предусмотренную уставами совместную постановку задач экипажам и спецназу; в 335-м обвп комэск A.M. Райлян, будущий Герой Советского Союза, настаивал на закреплении такого порядка и, по возможности, постоянстве состава летных и «десантных» экипажей, при котором авиаторы успевали срабатываться и, что называется, в лицо знали «своих» бойцов. Не все вертолетчики имели надлежащую подготовку для такой деятельности: обычным курсом боевой подготовки в Союзе вообще не оговаривалась отработка эвакуации и спасения, огневая поддержка с наземным авианаводчиком, и даже на самостоятельный выбор места посадки в незнакомой местности многие экипажи не имели допуска (предосторожность, вполне обоснованная: посадка на склоне или среди валунов каменистой площадки иной раз оканчивалась аварией со снесенным шасси, а то и переворачиванием вертолета) .Несогласованность и проблемы со связью приводили к тому, что пехота и разведчики частенько не без опаски относились к появлению над головой авиации, резонно считая вполне вероятным риск попасть под огонь своего же прикрытия (тем более что такие случаи с гибелью людей бывали в 154-м и 173-м отрядах). Взводный асадабадского отряда К. Шмидт вспоминал: «На войне промашки случаются часто. Для авиации сверху что свои, что «духи» — не разобрать. Попали мы как-то под ракетный залп с воздуха — слава Богу, мимо, только щебень от скал брызнул, обошлось парой контуженых. Но я после этого к авиации долго относился с опаской, полагая, что от «духов» мы как-нибудь отобьемся, а уж эти «соколы» второй раз точно не промахнутся».
Требовались организационные изменения, и они не заставили себя ждать.