Предыдущая Оглавление Следующая

BAV039.jpg

Прощальная фотография коллектива Отдела главного конструктора ДАЗ. Июнь 1951 г. Первый слева в первом ряду - Б.Т. Комаревский, девятый слева в первом ряду- В.А. Грачев, крайние справа в первом ряду - А.X. Лефаров и Л.А. Берлин. Десятый слева во втором ряду - Л.Л. Ягджиев, третий справа во втором ряду - Г.Д. Чернышев. Девятый слева в третьем ряду - С.И. Тяжельников.

В августе 1951 г. было сформировано специальное испытательное бюро «485» и образован отдельный «закрытый» цех сборки новых машин (параллельно с ЗИС-152). В кузовном цехе построили сборочные стапели и большие ванны для испытания после сварки корпусов на герметичность, а во всех цехах организовали участки по выпуску деталей и узлов только для ЗИС-485 и ЗИС-152. За срыв сроков и неудовлетворительное качество строго наказывали. Одновременно велись и конструкторские работы по ЗИС-485: переход на нормали, стандарты, технологии, материалы, нормы и на некоторые узлы, принятые на ЗИСе.

BAV040.jpg BAV041.jpg
Плавающий автомобиль ЗИС-485. Вид спереди. Видны: направляющая скоба для пропуска вперед троса лебедки, входные отверстия для подачи воды к теплообменникам, сирена (слева) и воздушный сигнал (справа). Зима 1956 г. Плавающий автомобиль ЗИС-485. Обратите внимание на решетку левого выхода нагретого воздуха из мотоотсека, элементы навигационного и шкиперского имущества. Зима 1956 г.

Результаты не замедлили сказаться: уже в конце июля 1952 г. (то есть через год) были выпущены первые четыре серийных ЗИС-485, в августе — уже 17 машин. До конца 1952 г. собрали (в соответствии с планом) 100 машин. Для первой партии машин корпуса и некоторые их детали поставил из задела завод №586. В дальнейшем с налаживанием производства выпуск ЗИС-485 достигал 30—36 машин в месяц (за год — 285—286 единиц). Ведущим конструктором по «485»-й амфибии на долгие годы стал инженер С.Т. Деев, которому В.А. Грачев как бы передал свою эстафету, ибо он стал заниматься другими 3-осными опытными АВП (ЗИС-121В, ЗИС-126, ЗИС-128, ЗИС-152А, ЗИС-152В) и даже междугородним автобусом ЗИС-Э127.

Ведущим по производству ЗИС-485 стал инженер В.М. Леонов. Одновременно проводились работы по усилению слабых мест машины, в первую очередь — недостаточной герметичности корпуса. Пришлось усиливать также сцепление (установка второго ряда заклепок на ведомых дисках, новые фрикционные накладки и др.), карданные валы (отказ от использования ряда валов ГАЗ), системы охлаждения (был ликвидирован перегрев двигателя), коробку отбора мощности (замена алюминиевого картера на чугунный), передние рессоры. Но в целом амфибии, пошедшие начиная с 1953 г. в войска под армейским индексом БАВ, были встречены там благоприятно. Они нашли применение как самоходные переправочно-десантные средства, самодвижущиеся паромы, транспортные машины, способные работать в разных средах (при движении по тяжелому бездорожью в армии им не было равных). Позже эти машины использовались и в народном хозяйстве, в ряде случаев они эксплуатируются до сих пор.

Естественно, что военных тогда больше интересовали водоходные качества машины.

Однако и на местности автомобиль был способен преодолевать подъемы по твердому грунту (без груза) до 30—32°, с грузом — до 25°; снег глубиной до 0,7 м, песок — любой, грязь — без ограничений. Хорошей была маневренность — радиус поворота на суше составлял 11,25 м, радиус циркуляции на воде — не более 9 м.

Предыдущая Оглавление Следующая