В первом представленном ОКБ ВгТЗ варианте компоновки отделение управления находилось во вращающейся башне. Слева от орудия в башне располагался наводчик-оператор (он же командир), справа — механик-водитель. Десант из пяти человек размещался в корпусе. Трое десантников, посаженных в ряд в носовой части корпуса, были вооружены пулеметными установками. Прицелы для стрельбы из пулеметов были вмонтированы в перископические смотровые приборы. Двое десантников находились в корпусе позади башни. То есть из семи человек боевого расчета четверо могли вести огонь в переднем секторе. Для наиболее безопасного выхода десанта в сторону кормы за башней в корпусе имелся широкий кормовой люк. Пневматическая подвеска обеспечивала регулируемый с места механика-водителя клиренс машины.
Второй вариант отличался тем, что рабочее место механика-водителя было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. Слева от механика-водителя располагался командир машины, справа - стрелок; оба имели установки 7,62-мм пулеметов ПКТ. В средней части корпуса устанавливалась башня, полностью унифицированная с башней опытной БМП «Объект 765». В башне размещался наводчик-оператор. За башней в корпусе машины были расположены еще три сиденья для десантников, которые могли вести огонь из своего оружия через специальные герметичные амбразуры на борта и на корму.
В августе 1964 г. на ВгТЗ изготовили макет БМД «Объект 915» (вариант 1) в натуральную величину с размещением механика-водителя в двухместной башне. Схемы компоновки с расположением механика-водителя в башне активно разрабатывались в тот период в нашей стране и за рубежом - в этом варианте механик-водитель имел обзор с высшей точки машины и мог управлять ею не только при движении вперед, но и назад со скоростью переднего хода. Кроме того, круговой обзор улучшал маневрирование не только при движении по суше и на плаву, но и при погрузке в самолет. Однако непривычные условия, связанные с управлением движения машины из вращающейся башни, потеря «чувства машины» затрудняли работу механика-водителя. Впоследствии от такого решения отказались.
![]() |
![]() |
Основные проекции БМД «Объект 915» (первый вариант). 1964 г. | Схема обзора из БМД «Объект 915» первого и второго вариантов. |
Корпус машины был разделен на три отделения: переднее боевое отделение, среднее боевое отделение и МТО. В переднем боевом отделении монтировались: три пулеметных установки (центральная и две боковых), гидравлические цилиндры механизмов натяжения гусениц, две аккумуляторные батареи (АКБ), стеллажи для коробок пулеметов ПКТ, сиденья для трех десантников, трубопроводы изменения клиренса и натяжения гусениц, а также часть ЗИП. Для входа и выхода из переднего боевого отделения на крыше корпуса имелись два люка, закрывавшиеся броневыми крышками.
Среднее боевое отделение включало башню с вращающимся полом и рабочие места бортовых стрелков (десантников). В башне машины размещались: основное и вспомогательное оружие, механизм заряжания орудия с боекомплектом (в кормовой части башни), средства связи, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки. На вращающемся полу башни располагались: справа от орудия — рабочее место механика-водителя на специальной платформе и передаточный шестеренчатый механизм (ПШМ) приводов управления, слева — откидное сиденье командира машины, укладки боекомплекта спаренного пулемета, орудия и управляемых ракет. На платформе механика-водителя устанавливались: сиденье, рулевое устройство, педали управления машиной, часть электрооборудования и ЗИП.
Над механиком-водителем на крыше башни находилась вращающаяся башенка, в которой имелись три смотровых прибора ТНПО-170 (средний прибор мог заменяться на прибор ночного видения ТВН-2Б) и люк с броневой крышкой. Вращающаяся башенка с помощью специального стабилизирующего привода была связана с зубчатым венцом погона башни. Стабилизация направления платформы осуществлялась ПШМ.
Над сиденьем командира в крыше башни имелся люк и устанавливались три смотровых прибора (два ТНПО-170 и МК-4). Для доступа к механизму заряжания и обеспечения его монтажа крыша кормовой ниши башни была выполнена съемной. Башня с вращающимся полом, ПШМ, отделением управления и другими агрегатами боевого отделения представляла собой блочный узел, полностью собиравшийся и устанавливавшийся в корпус машины.
Два стрелка (десантника) размещались за башней у моторной перегородки. У бортов находились два откидных сиденья и стеллажи для размещения боекомплекта и личного имущества, а в бортах корпуса — два шаровых устройства для ведения прицельного огня из автоматов. Спешивание десанта осуществлялось через люк-лаз, размещенный в наклонном кормовом листе боевого отделения над крышей МТО. Для обеспечения наблюдения и ведения огня в сторону кормы в крышке люка-лаза устанавливались смотровой прибор и шаровая опора для автомата АКМ. Для каждого десантника в крыше корпуса монтировался смотровой прибор ТНПО-170.