Оглавление

BMD-1058.jpg

Практически сразу нашли себе применение и проработки машин различного назначения на базе БМД-1. Актуальность этой работы ОКБ ВгТЗ подтверждалась уже тем, что 14 мая 1969 г. (всего через месяц после принятия на вооружение БМД-1) Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР приняла решение (подготовленное с участием НТК ВДВ) «О создании опытных образцов бронетранспортера и комплекса командно-штабных машин для Воздушно-десантных войск». Эта работа разворачивалась параллельно с освоением серийного производства БМД-1. В следующем году поступило задание на разработку на базе БМД-1 122-мм САУ «Фиалка». Впоследствии это привело к появлению уникального семейства авиадесантируемых бронированных машин различного назначения БМД — БТР-Д. Существенно, что в этот же период завершилась разработка и нового тяжелого военно-транспортного самолета — в 1971 г. был создан самолет Ил-76 (ОКБ С.В. Ильюшина), ставший со временем основным самолетом военно-транспортной авиации.

БМД-1 и первые машины на ее базе ознаменовали собой появление второго поколения боевых гусеничных машин, созданных по требованиям ВДВ (к первому поколению относят авиадесантные самоходки АСУ-57 и СУ-85). Боевая машина десанта придала качественно новое значение одному из главных преимуществ воздушного десанта — внезапности. Теперь в тылу противника оказывались высокомобильные механизированные части. В военно-историческом очерке «Советские воздушно-десантные», подготовленном под руководством В.Ф. Маргелова, сказано: «Поступление в парашютно-десантные части и подразделения боевых десантных машин БМД-1 открыло принципиально новую перспективу для широкой механизации воздушно-десантных войск». Генерал армии Д.С. Сухорукое, ставший командующим ВДВ после В.Ф. Маргелова, оценивая результат оснащения ВДВ боевой машиной десанта и машинами на ее базе, писал: «Значительно повысились огневая мощь и маневренность на поле боя. Это были уже другие войска, способные в тылу противника решать оперативно-стратегические задачи».

BMD-1059.jpg

Естественно, что с принятием на вооружение принципиально новой машины совершенствование ее конструкции продолжалось. Производство БМД-1 в первые годы велось небольшими партиями, что способствовало внесению изменений в конструкцию ее различных узлов и агрегатов. Но и в дальнейшем, в ходе развернутого серийного производства машины, ее конструкция непрерывно совершенствовалась, что несомненно сказывалось на ее внешнем виде и боевых возможностях.

BMD-1060.jpg BMD-1061.jpg
На этой БМД-1 выпуска лета 1979 г. смонтированы защитные планки (многорядный пулеотражатель) перед приборами наблюдения механика-водителя и габаритные огни горизонтального света. БМД-1, выпущенная осенью 1977 г. На нижнем лобовом листе и на бортах корпуса установлены узлы крепления для элементов ПРСМ-915. На правом фото хорошо видна установка ящиков ЗИП по бокам проема над МТО.

Оглавление