В 1978 г. был введен ряд изменений для защиты от зажигательного оружия и, в частности, приборы наблюдения механика-водителя и пулеметчиков прикрыли увеличенными козырьками. С 1979 г. на верхнем лобовом листе корпуса всех БМД перед центральным прибором наблюдения механика-водителя стали устанавливаться защитные (ребристые) панели от свинцовых брызг пуль.
Для крепления подвесной парашютной системы на бортах корпуса машины имелись четыре петли, равноудаленные от центра тяжести машины, на бортах в носовой части — буксирные крюки, а на средней части кормового листа — буксировочное устройство. К верхним бортовым листам крепились передние надгусеничные полки с резиновыми грязевыми щитками, в нижней части кормовых бортовых листов — задние составные грязевые щитки (при подготовке к десантированию снимались). Кроме того, снаружи корпуса устанавливались фары, сигнал, габаритные фонари, волноотражательный щит, заслонки водометных движителей, антенна радиостанции, два ящика с ЗИП, укладывались и крепились укрывочный брезент, лом, лопата и буй.
Башня в виде усеченного корпуса устанавливалась над боевым отделением в средней части корпуса на шаровой опоре, имевшей алюминиевые погоны с пластмассовыми шарами, обеспечивавшими легкость конструкции и малое сопротивление повороту башни. Передняя часть башни была отлита из броневой стали средней твердости. В лобовую часть башни вваривалась литая рамка с амбразурами под орудие и спаренный пулемет. Амбразуру башни прикрывала подвижная бронировка.
В крыше башни имелись люки наводчика-оператора и выдачи ПТУР. Впереди и по сторонам люка вваривались обоймы для приборов наблюдения, а между люком и лобовой броней - кольцо по монтаж прицела. Для уменьшения массы башенной установки пришлось отказаться от механизма заряжания, сохранив при этом механизированную укладку на 40 выстрелов.
![]() |
![]() |
Корпус и башня БМД-1 перед испытанием обстрелом в конце 1972 г. | Башня БМД-1П (отличалась от башни БМД-1 только наличием кронштейна для установки ПУ ПТРК справа от люка наводчика-оператора). |
Десантники в шутку называют свои боевые машины «алюминиевыми танками», хотя реально броневая защита БМД-1 противостояла только пулям стрелкового оружия и легким осколкам. Корпус защищал экипаж от 12,7-мм бронебойных пуль Б-32: в лобовой проекции — с любой дальности, в бортовой проекции — с любой дальности при углах курсового обстрела ±35° и обеспечивал защиту от 7,62-мм бронебойных пуль Б-32 с дальности 100 м в углах безопасного маневрирования 108—160°. Башня машины гарантировала защиту от 12,7-мм бронебойных пуль Б-32 с дальности 100 м и курсовом угле обстрела ±45° и круговую защиту с любой дальности — от 7,62-мм бронебойных пуль Б-32. От 23-мм снаряда БЗТ лоб корпуса и башни гарантировал защиту с дальности более 500 м. Поскольку вопрос бронестойкости боевых машин легкой категории по массе обычно вызывает наибольшие споры, ниже приведены данные из отчета НИИБТ полигона (Кубинка) о результатах испытаний обстрелом корпуса серийной БМД-1 выпуска 1972 г., проведенных в период с 25 октября по 25 декабря 1972 г.
«2.1. Противопульная стойкость лобовой и бортовой проекций бронекорпуса и башни соответствует ТТХ: при обстреле машины в горизонтальном положении 12,7-мм пулей Б-32 с дальности 100 м (ударная скорость 790 м/с) в пределах курсовых углов1, оговоренных ТТХ (для башни и верхнего пояса корпуса ±30°, для нижнего пояса корпуса ±27°) некондиционных поражений брони не было2.
2.2. Противопульная стойкость кормовой проекции корпуса соответствует ТТХ: при обстреле машины в горизонтальном положении 7,62-мм пулей БЗ к автомату АК-47 в пределах оговоренных ТТХ дальностей (для верхнего пояса 125 м, для нижнего пояса 175 м) при курсовом угле 180° получены только кондиционные поражения. Однако кормовая амбразура автомата не имеет защиты в боевом положении.
2.3. Фактические курсовые углы кондиционных поражений для бронекорпуса составляют:
- при попаданиях 12,7-ммпуль Б-32 — ±35°;
- при попаданиях 7,62-мм пуль Б-32 — ±53°;
- при попаданиях 7,62-мм легких пуль — ±70°;
- при попаданиях 7,62-мм пуль БЗ к автомату АК-47- ±68°.
При указанных углах попадания пуль в сварные швы вызывали также кондиционные поражения...
2.6.... Характер поражения бронедеталей толщиной 20 и 23 мм, выполненных из сплава АБТ-101, при обстреле 7,62-мм пулями Б-32 и 7,62-мм пулями БЗ к автомату АК-47 - вязкий, а при обстреле 7,62-мм легкими пулями и 12,7-мм пулями Б-32 — хрупкий. Характер поражения бронедеталей толщиной 32 мм, выполненных из сплава АБТ-101, при обстреле 7,62-мм пулями всех типов — вязкий, а при обстреле 12,7-мм пулями Б-32 — хрупкий...
2.7. Защита экипажа, десанта и внутреннего оборудования машины от осколков пуль при обстреле приборов наблюдения, мест их установки в корпусе и башне, стыка башни с корпусом, стыков крышек люков экипажи и десанта с основанием, стыков лючков бортовых для автоматов с бортом (в походном положении), амбразур курсовых пулеметов, стыков крышек над агрегатами силового отделения с корпусом, стыков заправочных пробок с горловинами, стыков ВЗУ «Электрон», вытяжного вентилятора, всасывающего патрубка ФВУ, заборного патрубка воздухоочистителя удовлетворительная.
На проведенных испытаниях проникновения осколков пуль и свинцовых брызг в рабочие зоны экипажа и десанта, а также поражения картонных щитов, установленных у стыков в районах размещения агрегатов и приборов, не было.
2.8... При обстреле 7,62-мм пулями всех типов поражения радиаторов через жалюзи не было. Защищенность радиаторов со стороны кормы неудовлетворительная.
При обстреле 7,62-мм пулями БЗ к автомату АК-47 при курсовом угле 180° и дальности 125 м выхлопных окон эжекторов радиаторы поражались рикошетирующими пулями...
1 Курсовой угол обстрела — угол между продольной осью бронированной машины и направлением обстрела.
2 Под некондиционными поражениями принято понимать разрушения броневой преграды в недопустимой степени, устанавливаемой в нормативно-технической документации.