![]() |
![]() |
Слева: передняя верхняя часть корпуса БМД-1 (выпуска до 1979 г.), доработанной до стандарта БМД-1П | Справа: передняя верхняя часть корпуса БМД-1П. Перед приборами наблюдения механика-водителя установлен многорядный пулеотражатель. Справа виден габаритный фонарь, обеспечивающий горизонтальную направленность светового луча. Эти изменения были введены в 1979 г. |
Корпус и башня
Сварной корпус машины был выполнен из катаных листов броневого алюминиевого сплава. Носовая часть корпуса состояла из верхнего и нижнего (гнутых) броневых листов, имевших рациональные углы наклона и подворота. В носовой части корпуса (у бортов) имелись две амбразуры под установку курсовых пулеметов. У передней кромки верхнего лобового листа на петлях устанавливался волноотражательный щит, состоявший из двух фрагментов (переводился в рабочее положение ручным приводом с места механика-водителя). Борта корпуса — вертикальные, включали верхние и нижние бортовые листы, причем передние верхние бортовые листы располагались под углом к продольной оси корпуса. Верхние листы вместе с листами, находившимися над гусеницами, образовывали подкрылки (в 1972 г. был введен прессованный профиль «борт-подкрылок). В нижней части бортов и к днищу приваривались кронштейны для балансиров опорных катков и кольца для установки и крепления бортовых редукторов, выше - кронштейны для резиновых опор балансиров. Кроме того, в нижних бортовых листах имелись отверстия для установки и крепления кривошипов направляющих колес (в передней части) и осей поддерживающих катков и опор пневматических рессор. В средних верхних бортовых листах располагалось по одному лючку под шаровую установку для автомата АКСМ, закрывавшемуся броневой крышкой.
Корма корпуса была образована кормовым листом, сваривавшимся с днищем, бортовыми листами и коробами эжекторов. В кормовом листе имелись отверстия для установки водопроточных труб водометов и стаканов заслонок водометов. На задних наклонных листах (надгусеничных ниш) располагались отверстия под монтаж габаритных фонарей и отверстия для слива воды, откачиваемой из машины насосами.
Жесткость днища, сваренного из сравнительно тонких броневых листов, обеспечивалась наличием трех продольных и четырех поперечных выступов (зигов) и одной продольной балки. В днище имелись лючки для слива топлива и масла из систем двигателя и коробки передач, закрывавшиеся пробками, и два входных отверстия заборных патрубков водометов с защитными решетками.
Крыша корпуса сваривалась с бортовыми и передними наклонными листами носовой части. В подбашенном листе были сделаны вырезы под установку погона башни (в средней части), основания люка механика-водителя, люков командира машины и пулеметчика, отверстия под вварку обойм смотровых приборов и установку прицелов курсовых пулеметов, клапанов вытяжного вентилятора, ВЗУ аппаратуры радиационной и химической разведки, передних габаритных фонарей, а также отверстие для нагнетателя системы коллективной защиты.
Сдвижная (вправо) крышка люка механика-водителя до середины 1970 г. изготавливалась из алюминиевого броневого сплава, после — из броневой стали, откидные (назад) крышки люков командира и пулеметчика — из броневого алюминиевого сплава.
Находящийся в кормовой части среднего отделения (за отверстием под башенный погон) десантный люк закрывался крышкой, выполненной из магниевого сплава. В крышке люка имелись амбразура (без броневой заслонки, а ее шаровая опора штатно стопорилась по-походному) и отверстие под установку смотрового прибора. Для облегчения открывания и предохранения от резкого падения при закрывании крышки устанавливался специальный торсион.
Все шаровые установки, предназначавшиеся для стрельбы из автоматов АКСМ, были оснащены обогреваемыми смотровыми стеклами.
Проем над МТО закрывался съемными листами, обеспечивавшими доступ к двигателю и его системам, а также агрегатам трансмиссии и водометным движителям. На заднем съемном листе устанавливались решетки для предотвращения соскальзывания ног при посадке в машину и высадки из нее. На крыше правой надгусеничной ниши в районе МТО размещались съемные крышки патрубка воздухозабора двигателя, доступа к водяным и масляным трубопроводам и бачку гидросистемы машины, а также имелись лючки для доступа к заправочным горловинам правых топливных баков. В листе крыши левой надгусеничной ниши располагались лючки для доступа к заправочным горловинам левого топливного бака, масляного бака и заправки системы охлаждения двигателя. Все лючки закрывались пробками. В кормовой части ниш вваривались коробы эжекторов, входные окна которых прикрывались защитными решетками с сетками
Сужение корпуса в носовой части и Т-образная форма его поперечного сечения с развитыми надгусеничными нишами способствовали достижению необходимых водоходных качеств машины, а двухскатная «корабельная» форма верхнего и нижнего лобовых листов корпуса обеспечивала повышение их броневой стойкости.
Корма корпуса машины образована кормовым и бортовыми листами, а также коробами эжекторов. Проем над МТО облегчает посадку и высадку десантников через кормовой люк.