Оглавление

Эксплуатация БМД-1 и ее дальнейшая модернизация

BMD-1179.jpg

Судьба машин семейства БМД сложилась так, что по своему прямому назначению — авиадесантируемых боевых машин — они использовались только на учениях. Даже боевое десантирование 25—26 декабря 1979 г. на аэродром столицы Афганистана Кабула прошло посадочным способом. Тогда в Кабул высадились основные силы 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии генерал-майора И.Ф. Рябченко (часть сил дивизии и 345-й отдельный парашютно-десантный полк подполковника Н.И. Сердюкова высадились тогда же и тоже посадочным способом в Баграм). В ночь с 26 на 27 декабря парашютно-десантные батальоны начали выдвижение к важным административным и специальным объектам в Кабуле. БМД-1 позволили быстро выдвинуться к объектам и блокировать их. Вот как описаны действия 350-го парашютно-десантного полка 103-й дивизии, которым командовал Г.И. Шпак, в статье К. Ращепкина: «Разделившись на батальоны, полк начал операцию. Ревя моторами, бээмдэшки понеслись по ночному Кабулу. Один батальон двинулся на охрану городка, где жили русские, второй - блокировать бригаду афганской армии, третий на местный генштаб. Все было настолько внезапно и грамотно, что у противника не было шансов. Афганцев загнали в казармы, не дав подойти к паркам с техникой. Вскоре вооруженное сопротивление — по колонне велся огонь и даже подбили одну БМД — было подавлено. Удачно прошел и захват генштаба. Блокировав здание, заняли оборону. На огонь из стрелкового оружия отвечали огнем боевых машин. А в это же время неподалеку шла операция по штурму дворца Амина. На следующий день на подмогу взявшему его спецназу послали и Шпака с одной из рот. Отбив попытки разрозненных подразделений вернуть дворец, рота вернулась в лагерь». К утру 27 декабря практически вся столица Афганистана была под контролем десантников.

BMD-1180.jpg

БМД-1 на улицах Кабула.

BMD-1181.jpg

БМД-1 движутся по дороге на Джелалабад.

Будучи штатными в частях ВДВ, БМД работали как «обычные» БМП и БТР. Такие базовые преимущества БМД-1, как авиадесантируемость или способность уверенно преодолевать вплавь водные преграды, совершенно не могли проявить себя в условиях той войны. Зато в горах Афганистана БМД подтвердили свои хорошие ходовые качества, когда машины с десантом и грузом на броне брали сравнительно крутые подъемы, недоступные БМП-1 и -2. Скорость и поворотливость значила для БМД куда больше, чем ее легкое бронирование. При движении парашютно-десантных подразделений по горным дорогам бронегруппу прикрывало спешенное подразделение, движение старались вести только после инженерной разведки. При обстреле со стороны гор БМД смыкались, образуя прикрытие для спешенных десантников, и вели огонь из основного вооружения по опасной «зеленке».

Оглавление

Hosted by uCoz