Оглавление

BMD-1176.jpg BMD-1177.jpg
БМД-1П с бесплатформенной системой десантирования ПБС-915 с парашютной многокупольной системой МКС-350-9. Экипаж «Реактавра» начинает приведение машины в боевую готовность после приземления. На корме виден отработавший ПРД.

ПРС относились к бесплатформенным системам. Для движения боевой машины в грузовой кабине самолета при погрузке и сбросе, а также для частичного гашения энергии удара в момент приземления под днищем машины перед погрузкой крепились две лыжи, каждая из которых включала амортизационную панель.

Первый сброс БМД-1 на парашютно-реактивной системе ПРСМ-915 из самолета Ил-76 провели в 1975 г. Несмотря на неудачное приземление (не отложились щупы), в целом задачу сброса БМД на новой системе из Ил-76 и Ан-22 признали решенной. Заметим, что в то же время проводили испытания сброса машины и экипажа на КСД. Работы по средствам десантирования шли весьма активно и широким фронтом.

23 января 1976 г. на площадке приземления «Кислово» под Псковом на базе 76-й гв. воздушно-десантной дивизии прошел первый сброс на ПРСМ-915 машины БМД-1 с экипажем внутри с самолета Ан-12Б. Этот проект получил название «Реактавр» — «Реактивный Кентавр». Экипаж первого «Реактавра» утверждали министр обороны маршал А.А. Гречко и начальник Генерального штаба маршал В. Г. Куликов. Экипаж БМД-1 составили офицеры НТК ВДВ подполковник Л.И. Щербаков (участвовавший в испытаниях БМД-1 еще на НИИИ БТ в Кубинке) и майор А. В. Маргелов. Экипаж самолета был тот же, что производил сброс первого «Кентавра». Десантирование на «Реактавре» было рискованнее «Кентавра» (достаточно вспомнить, что скорость снижения ПРСМ-915 в 4 раза выше). Труднее десантнику и в психофизическом отношении — очень близко оглушительный рев и грохот, вырывающееся из реактивных сопл пламя, большие перегрузки. Но испытания прошли в целом удачно.

Десантирование экипажа внутри БМД на ПРС позволяло сократить время десантирования воздушно-десантной дивизии до десятков минут. Оно также вошло в практику ВДВ и демонстрировалось в ходе ряда учений — например, во время масштабных учений «Запад-81». На конец 2004 г. всего было произведено около полусотни десантирований экипажей и артиллерийских расчетов вместе с техникой в различных системах десантирования, в них приняли участие более 110 человек (для сравнения — в космос с 1961 г. людей слетало почти вчетверо больше).

Советские (российские) комплексы средств десантирования не раз подтвердили свою высокую эффективность. За рубежом, насколько известно, серийных аналогов нашим ПРС и бесплатформенным системам пока так и не создано. Равным образом нигде в других странах не десантируют парашютным способом транспортно-боевые машины (хотя отработано парашютное десантирование других бронемашин легкого класса — легких танков, САУ, машин огневой поддержки, самоходных ПТРК).

БМД оказались удобными и для переброски тяжелыми вертолетами Ми-6 и Ми-26. Так, например, в фюзеляже Ми-26 помещались две БМД.

BMD-1178.jpg

Сравнительные характеристики систем десантирования БМД-1

Тип

Многокупольная

Многокупольная с унифицированным блоком

Парашютно-реактивная

Система

МКС-5-128М

МКС-350-9

ПРСМ-915

Масса десантируемой техники, кг

до 8500

3750—9500

8000±50

Высота сбрасывания над площадкой приземления, м

от 500 до 8000

От 300 до 4000

От 500 до 1500

Скорость полета (по прибору) при сбрасывании: - Ил-76 - Ан-22

260-400 320-380

260-400 320-380

260-400 320-380

Максимальная скорость снижения с грузом до 8500 кг, м/с

до 7

7-8

16—23 (на основном парашюте)

Основная парашютная система: - количество куполов
- площадь купола, м2
- масса основного парашюта, кг

5
760
117

9
350
62

1
540
205±5

Вытяжная парашютная система: - площадь купола, м2 - масса, кг

ВПС-12130
8
55

ВПС-8
8
47

ВПС-8
8
47

Масса системы, кг

700 (в 5-купольном варианте)

608

1060±20

Количество применений системы

до 5

до 5

до 7 (для ПРСМ) 5 (для парашютных систем)

Оглавление

Hosted by uCoz