Основным средством десантирования в составе парашютного десанта БМД-1 и машин на ее базе из самолетов Ан-12Б, Ил-76, Ан-22 стала парашютно-реактивная система ПРСМ-915 (отметим, что номер в индексе систем десантирования совпадает с номером самого «объекта» десантирования). Главные преимущества ПРС перед многокупольной системой МКС-5-128Р с платформой П-7 заключался в следующем:
- сокращалось время подготовки к десантированию и время самого десантирования (скорость снижения объекта на ПРС была примерно в 4 раза выше). Правда, довольно велики и перегрузки при торможении у земли с помощью реактивных двигателей;
- вместо пяти блоков основных парашютов в МКС-5-128Р, каждый площадью 760 м2, в ПРСМ-915 применялся только один основной парашют площадью 540 м2;
- после приземления ПРС не оставлял вокруг машины огромных полотнищ парашютов с путаницей строп; такое «белое болото» часто мешало машине начать движение немедленно: стропы, попадая на ведущие колеса и траки, задерживали движение бронемашин;
- отсутствие платформы позволяло машине с уложенной ПРС двигаться на аэродром и загружаться в самолет своим ходом. На тот момент еще не были готовы бесплатформенные парашютные системы, и это отличие имело существенное значение;
- для транспортировки комплектов ПРС требовалось меньше транспортных средств, чем для многокупольных систем.
Все это отвечало общему стремлению к сокращению времени на подготовку и к десантированию воздушно-десантных соединений и частей.
![]() |
![]() |
Загрузка БМД-1 на ПРСМ-915 с помощью тельферов. | БМД-1 с ПРСМ-915 в грузовой кабине самолета Ил-76. |
БМД-1П с ПРСМ-915 перед десантированием.
В состав парашютно-реактивной системы ПРСМ-915 (ПРСМ-925) входили: парашютная система, состоявшая из блока вытяжного парашюта (ВПС-8), блока основного парашюта (ОКС-540ПР с одним капроновым куполом) и звеньев этих блоков; пороховая реактивная система, включавшая блок пороховых реактивных двигателей ПРД (три пороховых реактивных двигателя), соединяемый с основной парашютной системой и с корпусом боевой машины; электрооборудование (два жестких щупа с приборами и блок электропитания с двумя генераторами НП-120); монтажная площадка; лыжи; средства монтажа ПРС на боевую машину; средства обеспечения крепления боевой машины в самолете; принадлежности погрузки машины в самолет.
![]() |
![]() |
Срабатывание твердотопливных реактивных двигателей системы ПРСМ-915 обеспечивает гашение скорости снижения объекта почти до нуля. Площадка «Кислово», 1998 г. | Работа парашютно-реактивной системы ПРСМ-915: 1 — упаковка ВПС-8; 2 — вытяжной парашют; 3 — узел замка ЗКП; 4 — ленты раскрутки приводов генератора; 5 — дополнительный вытяжной парашют; 6 — парашютная камера; 7 — купол основного парашюта; 8 —блок ПРД; 9 — трос подвесной системы; 10 — блокировочное устройство; 11 — фал включения временного прибора левого щупа; 12 — монтажная площадка; 13 — центральный силовой узел; 14 — лыжи; 15, 16 — щупы. |
Реактивный двигатель имел четыре сопла, снаряжается трубчатыми пороховыми шашками, зажигаемыми с помощью воспламенителей и пиропатронов. Блок основного парашюта и блок ПРД размещались на монтажной площадке в виде трубчатой рамы, монтируемой сверху в кормовой части машины. Сложенные щупы с помощью специальных кронштейнов крепились вдоль бортов боевой машины.