Оглавление

BMD-1168.jpg

БМД-1П с бесплатформенной системой десантирования ПБС-915. Блоки парашютной системы уложены на раме над кормой машины. От носовой части через башню к ВПС проложено звено ЗКП. На башне размещены подставки, используемые при подготовке БМД к десантированию.

В настоящее время БМД-1 могут десантироваться на модернизированной платформе П-7МР с применением многокупольной системы МКС-350-9 с унифицированным блоком с парашютом площадью 350 м2.

Следующим шагом после отработки парашютного десантирования на платформе стало создание бесплатформенных систем. Их разработка велась параллельно с отработкой десантирования боевых машин с экипажем и в целом подчинялась тем же требованиям — повышения боевой готовности и оперативного применения воздушных десантов. Дело в том, что подготовка к десантированию БМД на платформе с МКС требовала много времени и материальных средств. На аэродром боевые машины обычно перевозились уже на платформах со скоростью до 5 км/ч, а многокупольные системы — на отдельных грузовых автомашинах. При определении мест расположения боевой техники на платформах в районе ожидания необходимо было учитывать наличие хороших дорог для буксировки платформ к самолетам, так как по бездорожью буксировать платформы с боевой техникой было практически невозможно. Перед загрузкой в самолет МКС пришвартовывали к боевой машине. Подготовка платформ к десантированию, загрузка и крепление на них боевой техники, сосредоточение к местам стоянки самолетов, монтаж парашютной системы, погрузка в самолеты занимали, по опыту учений, до 15—18 ч. Бесплатформенные системы по сравнению с десантными платформами обладают меньшей массой, ускоряют подготовку к десантированию и подготовку машины к движению после приземления.

22 декабря 1978 г. у деревни Медвежьи Озера состоялся первый сброс системы «Кентавр-Б» на бесплатформенной системе ЗП-170 с подкладочной амортизацией (разработка СКБ Московского агрегатного завода «Универсал»). Командиром экипажа был подполковник Ю.А. Бражников, механиком-водителем — десантник срочной службы В. Б. Кобченко. Сбросы машин с экипажем на бесплатформенной системе проводили как на сушу, так и на воду.

К началу 1980-х гг. в Феодосийском филиале московского НИИ автоматических устройств (НИИ Парашютостроения) была отработана бесплатформенная парашютная система ПБС-915 «Шельф» для десантирования модернизированных боевых машин БМД-1П и БМД-1ПК с самолетов Ил-76 и Ан-22.

Система «Шельф» могла использоваться с парашютной многокупольной системой МКС-350-9 с вытяжной парашютной системой ВПС-8, амортизирующей системой АС-1 (масса всего 220 кг, сравним с собственной массой платформы П-7 - 1100-1220 кг).

BMD-1169.jpg BMD-1170.jpg

БМД-1, проходившая испытания по сбросу с малых высот.

К корпусу машины с помощью специальных кронштейнов и упоров (на днище корпуса) монтировались две амортизационные лыжи. Парашютная рама крепилась на кронштейны над коробами эжекторов. Машина с уложенной на ней парашютной системой заходила в грузовой отсек самолета своим ходом, после чего изменением клиренса до минимального ложилась на лыжи и фиксировалась замком к монорельсу грузовой кабины самолета. При десантировании машина на лыжах скользила по рольгангу, на те же лыжи и приземлялась, причем амортизационная панель лыжи гасила часть энергии удара о землю. Узлы ходовой части здесь также были защищены от ударов при десантировании. Полетная масса БМД при такой системе — до 8500 кг, высота сбрасывания - от 300 до 1500 м, превышение площадки приземления над уровнем моря — до 1500 м. Полетная масса системы «Шельф» - 1068+6 кг. Количество применения системы — пять сбросов на землю или один на воду.

Опасность поражения десанта и военно-транспортных самолетов зенитными средствами противника, необходимость повышения точности десантирования заставили использовать сверхмалые высоты и вспомнить метод беспарашютного сброса техники на грунт или воду, отрабатывавшийся в опытном порядке еще в 1930-е гг. На рубеже 1970— 1980-х гг. Московский агрегатный завод «Универсал» совместно с АНТК им. Ильюшина и НИИ автоматических устройств разработал систему маловысотного десантирования П-219 с амортизированной платформой, поступившую в войска в 1983 г. БМД-1 (разумеется, без экипажа) на платформе П-219 могла сбрасываться с самолета Ил-76, летящего горизонтально на высоте 3-7 м на скорости 260-300 км/ч. Из самолета платформу вытягивал крестообразный парашют ПГПВ-50 площадью 50 м2 или ПГВП-3-50 (трехкупольная система из таких же парашютов). Сложность такого вида десантирования, требующего от пилотов высокого мастерства, а от самолетов - более динамичных характеристик, обусловила весьма ограниченное его применение.

Важным шагом в развитии средств десантирования стало появление парашютно-реактивных систем (ПРС), в которых вместо парашютной платформы с несколькими куполами и амортизаторами применили твердотопливный реактивный тормозной двигатель. Создание под руководством А.И. Привалова ПРС стало большим успехом СКБ завода «Универсал» (стоит вспомнить, что в области «ракетных парашютов» Привалов был одним из первых). Однако принятие на вооружение ПРС вряд ли стало бы возможным без настойчивости и энергии генерала В.Ф. Маргелова, преодолевавшего скептическое отношение военного руководства к новым методам доставки бойцов и техники к цели, доказывавшего в высших партийно-правительственных инстанциях страны перспективность их скорейшего освоения. И совершенно заслуженно В.Ф. Маргелов был удостоен Государственной премии СССР вместе с другими создателями средств десантирования БМД-1.

Оглавление

Hosted by uCoz