В боевых условиях сильно сказывалась высокая уязвимость легких бронемашин от кумулятивных гранат РПГ и пуль крупнокалиберных пулеметов практически под любыми ракурсами и со сравнительно большого расстояния. При свойственной БМД плотной компоновке попадание кумулятивных гранат часто вызывало детонацию боекомплекта. Здесь, правда, БМД-1 оказалась в тех же условиях, что и другие бронемашины легкой категории по массе — БМП, колесные и гусеничные БТР. Выпущенная из засады реактивная кумулятивная граната одинаково легко пробивала броню БМП и БМД. Десантники предпочитали держаться снаружи на броне своих машин и максимально использовать ее подвижность по пересеченной местности и по горным дорогам. На блокпостах БМД-1 часто ставили в укрытии, а при нападении душманов машина, используя свою высокую подвижность, быстро выкатывалась на возвышенную точку, откуда открывала огонь.
Отвлекаясь от БМД, стоит вспомнить, что в те же 1980-е гг. за рубежом поднялся интерес к боевым машинам с минимальным противопульным бронированием или вовсе без бронезащиты, но с небольшими размерами и массой, высокой подвижностью и с автоматическим вооружением (набор пулеметов, автоматическая пушка, автоматический гранатомет) либо с ПТРК. Эти машины — от «ударных багги» (американские LSV) до легкобронированных боевых десантных машин (германская гусеничная «Визель», французская колесная М11 «Панар») — предназначались для «сил быстрого реагирования», специальных операций, для воздушно-десантных войск.
Но боевые действия в Афганистане потребовали срочно изыскивать способы улучшения защищенности боевых машин. Душманы широко использовали 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы ДШК (в основном китайского производства), и уже в 1980 г. ГБТУ заказало разработку «защиты боевой машины десантной БМД-1 от 12,7 мм бронебойных пуль Б-32» (вспомним отчет об обстреле корпуса БМД-1 12,7-мм и 7,62-мм пулями от 1972 г.). Согласно заданию, бортовая броня БМД, усиленная стальными экранами, должна была обеспечивать защиту от 12,7-мм бронебойных пуль типа Б-32 на дальности 300 м и более. По чертежам, подготовленным на ВгТЗ, Волгоградский судостроительный завод изготовил и установил на корпус БМД-1 бортовые экраны, образующие с основной броней разнесенную конструкцию. Экранирование борта изготавливалось из листов броневой стали 2П толщиной 5, 10 и 8 мм и состояло из передней, средней и задней секций на каждый борт. Для крепления секций использовались специальные бонки, а также штатные парашютные петли корпуса, нижние листы передней и задней секции выполнялись откидными, чтобы обеспечить доступ к элементам ходовой части при обслуживании. Общая масса комплекта экранов для одной БМД, по данным НИИБТ полигона, составляла 575 кг. На крышку кормового люка также с зазором устанавливался 5-мм экран.
БМД-1П 4-й роты 317-го гв. пдп 103-й гв. вдд в окрестностях г. Кази-Магомед (Азербайджан) в «оцеплении» вокруг палаточного лагеря тактической группы 317-го гв. пдп и управления 103-й вдд. Январь 1990 г.
БМД-1П 5-й роты 317-го гв. пдп 103-й гв. вдд. Обратите внимание, что некоторые машины без ящиков ЗИП. Эти ящики хорошо видны на БМД-1П с номером 149.
В сентябре-октябре на НИИБТ полигоне в Кубинке в присутствии представителей завода-производителя и заказчика одна БМД-1 с бортовыми экранами была испытана обстрелом. Выяснилось, что требуемый уровень защиты от обстрела 12,7-мм пулями Б-32 обеспечивается с дальности 530 м. Был выдан ряд замечаний по улучшению крепления экранов, особо отмечалось, что переоборудование БМД может производиться в ремонтной роте полка или отдельном ремонтно-восстановительном батальоне, а установка и снятие экранов с переоборудованной машины — силами экипажа. Результаты испытаний передали в ГБТУ и НТК ВДВ. Однако в боевых условиях экранированные БМД не применялись. Правда, с весны 1982 г. введен небольшой экран из броневой стали для улучшения защиты нижней кромки крышки десантного люка. Выделение БМД для сопровождения сравнительно медленно двигавшихся автоколонн оказалось малоэффективно: легкое бронирование и невысокая противоминная стойкость не соответствуют подобным задачам. Малая масса машины давала некоторые преимущества в условиях применения мин с взрывателями нажимного действия, срабатывавшими с некоторым замедлением (таковые использовались, например, на применявшихся душманами итальянских минах), но только при движении отдельной машины и на большой скорости, а не в колонне. При подрыве противотанковые мины либо полностью разрушали ходовую часть, либо пробивали тонкое днище машины. Та же малая масса делала машину весьма чувствительной к близким взрывам фугасов. Генерал А.И. Лебедь, бывший в Афганистане командиром 1-го батальона 345-го опдп, вспоминал, что при одном из подрывов итальянской противотанковой мины под гусеницей БМД выбило сразу три опорных катка и до двух метров гусеницы.
Как рассказывает полковник Г.Б. Пастернак, при минных подрывах БМД-1 даже без пробития днища выявилась еще одна проблема - взрыв боекомплекта из-за срабатываний самоликвидатора осколочной гранаты: боекомплект детонировал через 9-10 с, почти не оставляя экипажу времени покинуть машину. В то же время на БМП-1 таких явлений не наблюдалось. На НИИБТ полигоне в Кубинке с участием специалистов ЦНИИТОЧМАШ провели соответствующие испытания. Под днище БМД-1 положили броневой лист (для имитации каменистого грунта, усиливающего действие заряда) и заряд ВВ в 3 кг. Испытания подтвердили и общую уязвимость БМД к подрывам, и срабатывание самоликвидаторов гранат. Подтвердилось предположение о том, что при подрыве алюминиевое днище, прогибаясь как мембрана, бьет снизу по боеукладке и гранаты получают перегрузки, соизмеримые с перегрузками, предусмотренными для взведения самоликвидатора при выстреле. Если в БМП-1 боеукладка удалена от днища на 120 мм, к тому же защищена торсионами подвески, то в БМД-1 боеукладка находится в 60 мм прямо над днищем. Технических решений в короткие сроки ни для машины, ни для гранаты найдено не было, «загрубить» самоликвидаторы не удавалось, а перекомпоновке боевого отделения мешала плотная компоновка машины. Исключение осколочной гранаты из боекомплекта, по сути, лишало 73-мм орудие смысла. Это ускорило вывод БМД-1 из Афганистана.