Вверху и справа: БМД-1П приняли участие в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г.
В конце 1994 г. началась первая кампания в Чечне, и здесь снова в бой бросили десантников на БМД-1. Легкобронированные БМП-1 и -2 и БМД-1 и -2 несли большие потери в городских боях - прежде всего, от гранат РПГ. Уже в ходе первой Чеченской кампании для повышения защищенности от кумулятивных гранат и пуль крупнокалиберных пулеметов на БМД-1 укладывали и навешивали ящики с песком, дополнительный ЗИП и т.п. Недостаток запасных частей заставлял десантников при ремонте БМД прибегать к различным импровизациям.
В сентябре 1999 г. БМД-1 и БТР-Д участвовали в боях в Дагестане, а сразу вслед за этим началась вторая чеченская кампания. Итоги второй кампании в Чечне, опыт российских миротворцев в Абхазии подтвердили давно наметившуюся необходимость повышения огневой мощи и защищенности БМД. Солдаты уже не могли высадиться из боевой машины за 600 м от позиций противника и автоматным огнем в сочетании с огнем автоматического оружия БМД подавить позиции его противотанковых средств.
Опыт применения подразделений мобильных войск в вооруженных конфликтах определяет необходимость их оснащения боевой техникой, обладающей максимально высокими тактико-техническими характеристиками. В 2004 г. была принята на вооружение БМД-4 с новым комплексом вооружения. Эти машины, как и БМД-3, предназначены для ведения боевых действий во всех условиях применения десанта — как воздушного, так и морского. Именно под БМД нового поколения и машины на ее базе разрабатываются перспективные транспортные самолеты Ан-70, Ил-76МФ и Ил-106. Созданы и проходят испытания новые системы десантирования.
![]() |
![]() |
Китайская ZBD-03 — аналог российских машин серии БМД. | БМД-3. Принята на вооружение в 1990 г. |
![]() |
![]() |
БМД-4. Принята на вооружение в 2004 г. | БМД-4М. 2008 г. |
Авиадесантируемые бронемашины, состоящие на вооружении отечественных ВДВ, пока не имеют прямых аналогов за рубежом, хотя работы в этом направлении ведутся не первый год и даже не первое десятилетие. Так, в ФРГ состоят на вооружении боевые десантные машины «Визель» и «Визель-2», но это машины иного класса. Наиболее близко к идее БМД-БТР-Д подошли китайцы, не так давно представившие собственные боевые машины десанта ZBD-03 (WZ 506, основные ТТХ близки советской БМД-2), принятые вместе с бесплатформенными парашютными системами десантирования.
О состоянии отечественного парка старых машин говорил еще в начале 2003 г. бывший командующий ВДВ генерал-полковник Г.И. Шпак в интервью газете «Красная звезда», отметив, что «95% БМД-1 и БТР-Д прошли один, а то и два капремонта». Но, хотя основными машинами ВДВ сейчас считаются БМД-2, БТР-Д и БМД-4 (у которой, впрочем, уже появился конкурент в лице БМД-4М), предполагается, что БМД-1 останутся на вооружении ВДВ до 2011 г.