Предыдущая Оглавление Следующая

К 110-летию Михаила Ильича Кошкина (1898—1940), главного конструктора танкового КБ завода №183, под руководством которого был разработан лучший танк Второй мировой войны — легендарный Т-34.

Михаил Павлов

Фото предоставлены автором

Btkn2029.jpg

Михаил Ильич Кошкин (1898-1940)

Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября (3 декабря) 1898 г. в деревне Брынчаги Нагорьевского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области) в бедной семье. Три года проучился в сельской школе, а в 11 лет, зимой 1909 г., оставшись без отца, уехал на заработки в Москву. Был учеником пекаря, а затем рабочим на кондитерской фабрике. Весной 1917 г. был мобилизован в действующую армию, а в 1918 г. добровольно вступил в Красную Армию и был направлен на Северный фронт, где в 1919 г. политотдел 18-й дивизии принял его в члены партии большевиков.

В боях под Архангельском, а потом под Царицыном являлся политбойцом, избирался секретарем партячейки 3-й военной железнодорожной бригады. После демобилизации из армии по ранению (в других источниках — из-за болезни тифом) окончил с отличием военно-политические курсы в Харькове. В 1921—1924 гг. учился в Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова, после окончания которого был назначен красным директором кондитерской фабрики в г. Вятке и затем работал в промышленном отделе 2-го райкома партии и директором создававшейся губернской совпартшколы. К тридцати годам он стал заведующим агитационно-пропагандистским отделом Вятского губкома ВКП(б), членом бюро губкома.

Осенью 1929 г. по призыву ЦК партии о направлении в индустриальные вузы тысячи коммунистов стал студентом технологического института. На первом курсе с немалыми трудностями М.И. Кошкин добился перевода в Ленинградский индустриальный (затем политехнический) институт на машиностроительный факультет. Производственную практику проходил на Горьковском автомобильном заводе. Темой дипломного проекта была разработка коробки передач среднего танка. Защита дипломного проекта прошла блестяще. Спроектированную им коробку передач решено было изготовить и установить на опытный образец среднего танка Т-29.

По окончании с отличием института он получил назначение на должность конструктора в Опытный конструкторско-механический отдел (ОКМО) завода №185 в Ленинграде, где позднее стал заместителем главного конструктора ОКМО. Принимал участие в разработке опытных образцов быстроходного колесно-гусеничного танка Т-29 и среднего танка с противоснарядным бронированием — Т-46-5 (Т-111), за что в 1936 г. был награжден орденом Красной Звезды.

Btkn2030.jpg Btkn2031.jpg
Колесно-гусеничный танк Т-29 с пушкой Л-10 (эталонный образец). Опытный танк Т-46-5 (Т-111) на испытаниях.
Btkn2032.jpg Btkn2033.jpg
Танк БТ-7М на государственных испытаниях. 1939 г. Колесно-гусеничный танк А-20.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz