![]() |
![]() |
![]() |
Авианосец «Мидуэй». 22 марта 1959 г. | Авианосец «Шангри-Ла» в водах Тихого океана. Интересно, что вместо бортового номера на палубе нанесена буква «Z». 17 августа 1946 г. | Атомный авианосец «Энтерпрайз» до модернизации. |
К началу боевых действий ВМС США имели на Тихом океане всего лишь три (!) авианосца, из которых в районе Корейского полуострова находился только один — «Вэллей Фордж» (Valley Forge, CV-45). Учтя опыт первых боев, командование ВМС в спешном порядке расконсервировало 17 авианосцев типа « Эссекс», которые, как шутили американские моряки, «были все изъедены молью». Тем не менее свою задачу они выполнили блестяще.
В Корее на практике был реализован также давний урок, полученный американцами еще во время Второй мировой войны. Испытав на себе всю «прелесть» атак японских «камикадзе», американское командование пришло к выводу о необходимости наличия в распоряжении ВМС радиолокационных средств, позволяющих «заглянуть за горизонт». В качестве такой станции был использован модернизированный самолет «Эвенджер» (ТВМ Avenger), на котором была установлена РЛС с соответствующей аппаратурой. Фактически «Эвенджер» стал прообразом появившихся затем и существующих по настоящее время самолетов ДРЛО корабельного базирования.
В Корейской войне прошла апробацию и новая тактика действий корабельной авиации — ночные полеты. Первоначально на одном из авианосцев типа «Эссекс» была организована группа в составе шести самолетов, на которых летчиков стали готовить к выполнению различных боевых задач в темное время суток. По воспоминаниям этих первопроходцев, другие летчики смотрели на них как на сумасшедших. В то время как все остальные садились вечером смотреть фильмы, эти «чокнутые» начинали полеты.
Подводя итоги Корейской войны, американское военно-политическое руководство пришло к закономерному выводу о том, что без господства на морских коммуникациях и в прибрежных водах Корейского полуострова ВС США потерпели бы в войне сокрушительное поражение. Действия сухопутных войск и военно-воздушных сил практически целиком зависели от непрерывного притока свежих сил и подвоза боеприпасов и материально-технических средств, перебрасывавшихся в основном с территории Соединенных Штатов через Тихий океан. Кроме того, авианосцы с авиационными группами на борту позволяли оперативно осуществлять маневр крупными силами авиации. Группировки самолетов, базировавшиеся на аэродромах, оказались менее маневренными и более уязвимыми к огневому воздействию противника.
Таким образом, Корейская война четко показала ошибочность взглядов представителей так называемой «новейшей» школы военной мысли, утверждавших, что в будущей войне роль флота будет сведена лишь к конвоированию судов и патрулированию в прибрежных водах.
Итак, 14 июля 1952 г. на стапеле все той же «Ньюпорт ньюс шипбилдинг энд драй док компания был заложен ударный авианосец «Форрестол» (Forrestal, CVA-59) — первый корабль нового послевоенного поколения. Свое имя он получил в честь бывшего министра ВМС и министра обороны США Джеймса Форрестола. Облик нового корабля стал в дальнейшем типовым практически для всех ударных авианосцев. Следует отметить, что «Форрестол» стал первым американским авианосцем, на котором еще в стадии проектирования были предусмотрены угловая полетная палуба7 и паровые катапульты8, хотя первым американским авианосцем, получившим последние, стал «Хэнкок», модернизация которого была завершена в 1954 г. на заводе в Бремертоне.
Здесь следует сделать небольшое теоретическое отступление. Термин «угловая полетная палуба» предусматривает наличие на авианосце участка полетной палубы, расположенного уступом, под углом к диаметральной плоскости корабля. В американских источниках для такого вида полетной палубы применяется термин angled deck, а для иных видов — термины canted, slanted (оба можно перевести как «наклонная») или flamed («ложная» или «искусственная»). Официальные разъяснения насчет данной терминологии были даны начальником морских операций ВМС США 24 февраля 1955 г.
7 Первоначально в проектах постройки первых двух АВ типа «Форрестол» (сам «Форрестол» и «Саратога») наличие угловой полетной палубы предусмотрено не было. Однако в 1953 г. по требованию ВМС проекты в части, касающейся конструкции полетной палубы, были пересмотрены, и оба корабля закладывались на стапелях уже как авианосцы с угловой полетной палубой. Первым же авианосцем, на котором наличие такой полетной палубы было предусмотрено уже на стадии тактико-технического задания, стал «Рэнджер» — третий корабль типа «Форрестол».
8 Согласно имеющимся данным, две катапульты были изготовлены в Шотландии, а остальные две — уже в Соединенных Штатах.