Предыдущая Оглавление Следующая

CVN65011.jpg CVN65012.jpg
Так должен был выглядеть суперавианосец «Юнайтед Стейс». Впервые в истории с авианосца взлетает носитель ядерного оружия: бомбардировщик P2V «Нептун» на авианосце «Корал Си». 21 апреля 1950 г.

Этот «король океанов» должен был нести 18 тяжелых бомбардировщиков и до 80 истребителей. Он имел четыре самолетоподъемника и четыре катапульты. Кроме того, итоговый проект уже предусматривал наличие на нем подпалубного ангара. Самооборону корабля обеспечивали пять2 127-мм, шестнадцать 76,2-мм орудий и двадцать 20-мм автоматических пушек. Для нужд авиагруппы на авианосце складировалось около 2000 тонн авиационных боеприпасов и до 500 тысяч галлонов авиационного горючего (что-то около 1,89 млн. литров). Штатная численность экипажа корабля должна была составить 4958 человек, в том числе 2000 человек — авиагруппа.

Строительство суперавианосца являлось самой важной программой американского флота. Корабль рассматривался как воплощение будущей мощи ВМС. Соединения во главе с ним могли бы помимо основной своей задачи — нанесения ядерных ударов по удаленным стратегическим объектам противника — еще и обеспечивать авиационную поддержку десантных сил и корабельных группировок. Однако радужные мечты рухнули всего лишь через несколько дней.

«Юнайтед Стейтс» стал костью в горле у командования ВВС, красной тряпкой, инстинктивно вызвавшей у него неподдельную ярость. Авианосец сразу же начали рассматривать в качестве основного орудия посягательства флота на монополию авиации в области применения ядерных боеприпасов. Поэтому трагическая развязка не заставила себя долго ждать.

23 апреля3 1949 г. приказом нового министра обороны США Луиса Джонсона (Louis Johnson), назначенного вместо ушедшего по настоянию президента США 22 марта того же года в отставку Джеймса Форрестола (James Forrestal), работы по строительству нового авианосца прекратились, а ассигнованные средства перераспределены на другую программу. Последней, как уже можно догадаться, была программа по строительству стратегических бомбардировщиков. Возмущенный таким решением министр ВМС Джон Салливан (John Sullivan) ушел в отставку.

Сам Джонсон был сторонником ВВС и недолюбливал флот, а в особенности авианосцы. Как-то он даже заявил, что «оставит только один авианосец, чтобы старым адмиралам было на чем покататься». Будучи одним из ближайших соратников президента Трумэна, он убедил последнего не вмешиваться в борьбу «ВМС против ВВС» и предоставить решение вопроса министерству обороны.

Официально прекращение строительства суперавианосца было мотивировано нехваткой бюджетных средств. К тому же, командованию ВВС удалось убедить большинство членов Комитета начальников штабов ВС США в том, что новые корабли будут только лишь «ненужным дублированием» стратегической авиации.

Принимая роковое для флота решение, Джонсон не проконсультировался ни с министром ВМС, ни с начальником морских операций, ни с каким-либо другим военно-морским специалистом. Он единолично поставил крест на будущем авианосного флота Америки. ВМС удалось только завершить строительство авианосцев, заложенных еще во время войны.

Более того, при обсуждении в 1949 г. бюджета ВМС на 1951 финансовый год было запланировано значительное сокращение финансирования и численности данного вида вооруженных сил. Особенно это касалось авианосных сил и морской авиации. Так, предполагалось сократить количество авианосцев типа « Эссекс » с восьми до четырех, АВ типа «Сайпан» (Saipan) — с десяти до восьми, корабельных авиакрыльев — с четырнадцати до шести, авиаэскадрилий авиации морской пехоты — с двадцати трех до двенадцати, противолодочных авиаэскадрилий — с восьми до семи и патрульных авиационных эскадрилий — с тридцати до двадцати. Причем фокус с нехваткой бюджетных средств явно не проходил, так как это все происходило на фоне резкого увеличения численности бомбардировочной авиации ВВС — до семидесяти авиагрупп.

После произошедшего в 1950 г. так называемого «бунта адмиралов» (Revolt of the Admirals)4, стоившего поста начальнику морских операций адмиралу Дэнфилду (Denfield), военно-политическое руководство Соединенных Штатов, правда, не без скрипа приняло решение о возобновлении строительства авианосцев нового типа5. Кроме того, существенную роль в принятии такого решения сыграли и уроки, преподнесенные американским вооруженным силам Корейской войной.

Многие американские политики тогда искренне считали, что появление в арсенале атомной бомбы оставило обычную наземную войну в прошлом. Однако война в Корее выявила ошибочность таких взглядов. Боевые действия на этой войне велись, в основном, как раз на сухопутном ТВД, а флот оказался единственной силой, способной и обеспечивать высадку пехоты на необходимых участках, и наносить мощные огневые удары по противнику, и поддерживать режим блокады отдельных районов (баз, городов, участков побережья и т.п.).

Корейская война ясно показала, что от вооруженных конфликтов нет какой-либо панацеи. «Писмейкеры» не принесли мира, потому что угроза применения ядерного оружия не произвела никакого впечатления на корейцев и китайцев и нисколько не напугала их. В то же время самолеты корабельной авиации нанесли существенный урон ВВС противника. Кроме того, корабли 7-го флота (командующий — вице-адмирал Артур Страбл6) смогли осуществлять высадку крупных сил морской пехоты после мощного многодневного огневого воздействия на противника. Таким образом, именно ВМС США, а не ВВС явились фактически той силой, которая обеспечила американским ВС превосходство над противником (что, впрочем, не помешало им в конечном итоге проиграть войну).


 2 По другим данным — восемь.

3 По некоторым другим данным — 28 апреля.

4 Более подробно о «бунте адмиралов» — довольно интересном событии из истории военно-морских сил Соединенных Штатов — можно подробнее узнать из книги Джеффри Барлоу « Бунт адмиралов»: битва за военно-морскую авиацию, 1945— 1950 гг.» (Jeffrey Barlow. Revolt of the Admirals: The Fight for Naval Aviation, 1945— 1950).

5 Интересно, что в том же 1950 г. впервые в истории был осуществлен взлет с палубы авианосца бомбардировщика с атомной бомбой на борту.« Героем дня» стал авианосец «Корал Си» (Coral Sea, CVB-43). Таким образом, были посрамлены те, кто скептически относился к возможностям базирования на авианосцах носителей ядерного оружия.

6  Vice-Admiral Arthur Struble.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz