Первый в мире авианосец и второй по счету надводный корабль с атомной энергетической установкой (АЭУ) был заложен 4 февраля 1958 г. на стапеле компании «Ньюпорт ньюс шипбилдинг энд драй док компани» (Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company) в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния (Newport News, VA) под заводским номером 546. В тот же день министр ВМС США Уильям Фрэнки (William Franke) объявил о том, что новому кораблю решено присвоить имя «Энтерпрайз» — в память об известном авианосце времен Второй мировой войны и других прославленных кораблях-предшественниках, носивших это же имя (атомоход стал восьмым по счету «Энтерпрайзом»)1. На то время авианосец стал самым большим боевым кораблем планеты и самым дорогостоящим: по имеющимся данным, его строительство обошлось американским налогоплательщикам ни много ни мало примерно в 444 млн. долларов. По тогдашним меркам — сумма просто фантастическая.
Корабль имел несколько большие размеры и водоизмещение, чем его предшественники:
- длина максимальная по проекту — 346,5 м;
- длина по ватерлинии — 317,0 м;
- ширина по корпусу — 40,5 м;
- ширина по полетной палубе максимальная — 78,4 м;
- наибольшая осадка — 11,9 м;
- водоизмещение полное — около 93 тыс. т (точнее, по данным Военно-морского регистра ВМС США, 93284 т).
Архитектура корпуса нового авианосца в основном не претерпела существенных изменений по сравнению с АВ типа «Китти Хок» и «Форрестол». Неофициально проект «Энтерпрайза» даже называли «Усовершенствованный Форрестол». Главным внешним отличием атомохода по сравнению с его «неядерными» собратьями была форма «острова». Особая конфигурация последнего формировалась за счет отсутствия как таковой дымовой трубы, установки в верхней части «острова» средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), напоминавших по внешнему виду пчелиный улей (моряки так и прозвали ее — «улей»), а также за счет размещения по сторонам надстройки стабилизированных антенн трехкоординатной радиолокационной станции (РЛС) с фазированной антенной решеткой (ФАР) AN/SPS-32/33. Первоначально на «острове» была установлена короткая мачта (однодеревка) с одним реем, но в феврале 1965 г. ее удлинили до 10 футов (около 3 м) и добавили еще один рей.
Авианосец «Энтерпрайз», предшественник нынешнего атомохода, проводит прием самолетов. Ноябрь 1943 г.
1 Интересно, что новый «Энтерпрайз» получил свое имя еще до того, как его предшественника начали разделывать на металл.