![]() |
![]() |
Офицеры 94-й шаэ позируют на фоне штурмовика А-4С (BuNo 149515) на палубе АВМА«Энтерпрайз». Ранее в этом самолете погиб пилот — лейтенант Фрэнк Комптон. Позиция «Янки стейшн», Тонкинский залив, февраль 1966 г. | Штурмовик А-4С (BuNo 148464), получивший прозвище «Сестрички Ко», потому как пилотировался женщинами. |
Первой задачей, возложенной на это соединение, стала практическая проверка работоспособности новейшей боевой информационно-управляющей системы, аппаратура которой была установлена на «Энтерпрайзе» и на «Лонг Биче».
31 июля того же года соединение получило обозначение Оперативная группа №1 (Task Force One) и, пройдя Гибралтар, направилось, без преувеличения, в историческое кругосветное плавание, получившее кодовое обозначение «Морская орбита» (Operation Sea Orbit). За время похода, длившегося 65 суток, корабли прошли 30216 миль без какого-либо пополнения запасов (по некоторым другим данным, плавание длилось 64 дня, за которые было пройдено около 32600 миль). Группа совершила по пути заходы в порты нескольких государств. Авиагруппа «Энтерпрайза» тоже не сидела сложа руки: за время плавания было совершено 1590 самолето-вылетов с общим налетом в 2372 часа, в процессе боевой подготовки было израсходовано 240 бомб, 2766 реактивных снарядов и около 12500 снарядов калибра 20 мм. Таким образом, реально была доказана способность кораблей с АЭУ автономно совершать длительные и дальние переходы.
В октябре 1964 г. «Большой Э» вернулся в свою «колыбель» — компанию «Ньюпорт ньюс шипбилдинг энд драй док компании — для совершения первых текущего ремонта и «дозаправки» АЭУ. Благодаря стремительному развитию атомной энергетики установка новой активной зоны обошлась ВМС намного дешевле и должна была прослужить не менее 13 лет. Кроме того, в состав ГЭУ был добавлен один паровой котел для обеспечения корабля светом, паром и обеспечения работы корабельной вентиляционной системы в те периоды, когда реакторы заглушены.
![]() |
![]() |
Оператор снимает свежие данные с экрана РЛС AN-SPA, предназначенной для определения границ облаков в зоне радиолокационной видимости в интересах корабельной авиагруппы. АВМА «Энтерпрайз». Атлантический океан. 2 мая 2004 г. | «Энтерпрайзу» даже удалось попасть на почтовые марки Лесото и Сент-Винсент и Гренадин. |
Движительная установка атомохода также подверглась ремонту: два из четырех гребных винтов были заменены, а оставшиеся два сняты и подвергнуты очистке. В то же время была удлинена и мачта корабля: добавился еще один рей, а радиотехническое вооружение пополнилось объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System — IOIS) и системой спутниковой навигации.
К 22 июня 1965 г. работы закончились, и авианосец приступил к испытаниям.
![]() |
![]() |
Два А-4С из состава 93-й шаэ «Блю Блейзер» (BuNo 147721 NG306 и BuNo 147834 NG311) вместе с двумя А-4С из состава 94-й шаэ «Майти Шрайкс» (BuNo 149531/NG412 и BuNo 149541 /NG413) на палубе «Энтерпрайза». 1965 г. | Моряки «Энтерпрайза» ведут огонь из крупнокалиберного пулемета во время выполнения боевого упражнения в рамках сдачи авианосцем курсовой задачи (Carrier Qualifications — CQ). Атлантический океан, 25 апреля 2004 г. |
В октябре-ноябре того же года «Энтерпрайз» был переведен на Тихоокеанский флот и включен в состав 7-го оперативного флота ВМС США. А 2 декабря он «сорвал» очередной, если можно так выразиться, «приз». «Энтерпрайз» стал первым атомоходом, принявшим непосредственное участие в боевых действиях. В этот день самолеты из состава его авиагруппы совершили 125 самолетовылетов и нанесли огневые удары по «вьетконговцам», как их называют американцы, в районе Бьенхоа (Bien Hoa), сбросив на них 167 т различных боеприпасов. На следующий день его авиация совершила уже 165 самолето-вылетов. Всего же за первую боевую службу во Вьетнаме авиагруппа «Энтерпрайза» совершила 13020 самолето-вылетов и сбросила на объекты противника около 9000 т различных боеприпасов.
После завершения первого похода к берегам Вьетнама атомоход 21 июня 1966 г. прибыл к новому месту базирования — ВМБ Аламеда, штат Калифорния (NAS Alameda, California), которая по американским документам проходит как военно-воздушная база ВМС (Naval Air Station — NAS). После различных торжественных церемоний по случаю возвращения авианосец встал в док для проведения краткосрочного ремонта, в течение которого кроме всего прочего на корабле были установлены две ПУ Мк 25 ЗРК «Си Спарроу».