![]() |
![]() |
«Энтерпрайз» до модернизации. | Идет передача топлива на ходу. Тонкинский залив. 1967—1968 гг. |
![]() |
![]() |
Уложенные на тележки авиабомбы полностью готовы к отправке на полетную палубу, где они будут подвешены на самолеты. На стеллажах лежат еще не снаряженные авиабомбы. | Подъемник для подачи боеприпасов на полетную палубу. |
Для тех, кто не знает, поясню. Эта расхожая у нас в стране пословица была возведена в ранг закона в отечественных вооруженных силах. Только документально подтвержденных случаев ее, если можно так выразиться, применения насчитывается многие десятки. Вот это называется традиция, вот это настоящий героизм, а то...
Описывать подробно и полностью боевые будни авианосца «Энтерпрайз» и его авиационной группы во время Вьетнамской войны, вероятно, смысла нет. Изучать этот материал будет слишком трудно для широкого круга читателей, а специалисты-историки и так это знают. Поэтому в качестве примера приведем ниже несколько эпизодов из этой многолетней войны, в которых принимал участие герой нашего повествования.
Итак, шел 1966 г. 4 февраля после 21 суток отдыха, проведенных в Гонконге, атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» получил приказ следовать в район боевого маневрирования «Дикси» с задачей наносить авиаудары по целям на территории Южного Вьетнама. За последующие восемь суток его авиагруппа совершила 1400 самолето-вылетов. На счет «Энтерпрайза» было записано уничтожение 510 различных объектов, 24 бункеров, четырех артиллерийских позиций, одного моста и др. Кроме того, значительные повреждения были нанесены еще 569 объектам, разрушено несколько километров траншей и ходов сообщения и т.п.
5 и 9 февраля были проведены операции по переброске на «Энтерпрайз» боеприпасов, авиационного топлива и других запасов. Так, в первый день авианосец получил около 500 т различных боеприпасов, а девятого числа — более 500 галлонов авиатоплива JP-5. Причем для доставки последних понадобилось всего лишь два часа. Доставка грузов осуществлялась вертолетами1 с судна снабжения «Сакраменто» (Sacramento, AOE-1) — головного судна в серии транспортов нового типа, которые были не только быстроходнее своих предшественников, но и могли принимать на борт намного больше топлива, боеприпасов, снаряжения и продовольствия.
11 февраля атомоход двинулся на север, чтобы сменить авианосец «Рэнджер» в районе боевого маневрирования «Янки», в то время как АВ «Хэнкок» заступил на боевое дежурство в районе «Дикси».
В конце февраля «Энтерпрайз» покинул район боевых действий и вскоре прибыл на отдых в ВМБ Субик-Бей на Филиппинских островах.
Здесь следует также отметить, что с мая по ноябрь 1966 г. на всех авианосцах, дислоцированных в то время в районе Вьетнама, в том числе и на «Энтерпрайзе», было установлено оборудование новой системы спутниковой связи SSC-3 (Shipboard Satellite Communications) . Эта операция была проведена в рамках начальной программы разработки для министерства обороны системы спутниковой связи (Initial Defense Communications Satellite Program — IDCS).
Таблица интенсивности полетов палубной авиации ВМС США, февраль 1966 г. |
|
Тип самолета |
Количество вылетов |
А-1 |
893 |
А-3 |
55 |
А-4 |
3572 |
А-6 |
155 |
С-1 |
27 |
Е-1 |
101 |
Е-2 |
73 |
ЕА-1 |
110 |
ЕА-3 |
108 |
F-4 |
1651 |
F-8 |
846 |
КА-3 |
262 |
RA-3 |
48 |
RAS (так в тексте, прим. ВВС) |
189 |
RF-8 |
57 |
1 В американском флоте для такого рода операций употребляется термин «vertical replenishment».