Предыдущая Оглавление Следующая

CVN65325.jpg CVN65328.jpg
Авианосец «Энтерпрайз» во время сражения за остров Сайпан. Июнь 1944 г. Подвеска авиабомбы под пикирующий бомбардировщик SBD «Донтлесс». Авианосец «Энтерпрайз», август 1944 г.
CVN65326.jpg CVN65327.jpg
Авианосец «Энтерпрайз». Хорошо видна полетная палуба корабля и надстройка-остров.

В районе острова Сайпан «Энтерпрайз» и корабли его соединения находились еще несколько суток — вплоть до 5 июля. Авианосец затем вернулся в Перл-Харбор и в новое плавание отправился только 24 августа 1944 г. На этот раз в составе оперативного соединения TF-38 он должен был обеспечивать воздушное прикрытие американским войскам в районе островов Волкано и Бонин — небольших, едва ли не миниатюрных архипелагов к северу от Марианских островов, игравших, тем не менее, важную роль в установлении ВМС США господства на Тихом океане. Самолеты крупного даже по тем меркам 38-го оперативного соединения, насчитывавшего в своем составе 9 тяжелых и 8 легких авианосцев с десятками кораблей охранения, перепахали эти небольшие островки в период с 31 августа по 2 сентября 1944 г. Затем они принялись за другие острова и атоллы, нанеся с 6 по 8 сентября мощные бомбоштурмовые удары по островам Яп, Улити и Палау. Затем «Энтерпрайз» на некоторое время отделился от соединения и самостоятельно выполнил ряд поставленных перед ним задач к западу от островов Палау. Вновь к основным силам 38-го оперативного соединения он присоединился 7 октября. Впереди было сражение в заливе Лейте — грандиозное побоище, фактически положившее конец океанскому Императорскому флоту Японии.

К тому времени американские десантные соединения под командой вице-адмирала Дэниэла Бэрби и вице-адмирала Теодора Уилкинсона успешно, хоть и с огромными потерями в личном составе, захватили острова Моротай, Пелелиу и Ангаур, а 23 сентября — островок Улити, на котором имелась прекрасная защищенная лагуна для стоянки кораблей и судов. Теперь «янки» могли задуматься всерьез и о высадке на Филиппины. Одновременно, как уже указывалось выше, самолеты 38-го оперативного соединения расчищали путь будущим атакам морских пехотинцев, уничтожив в результате нескольких последовательных ударов по островным аэродромам и в воздушных боях (особенно стоит отметить важность трехдневного воздушного сражения в небе над островом Формоза, или Тайвань, как его сейчас называют) около трех тысяч японских самолетов (хотя ряд отечественных историков указывает на наличие в этом случае «приписок» со стороны «янки»). Интересно, что при этом потери самих американцев были не особенно велики — всего 79 самолетов из более чем 1100 имевшихся на входивших в 38-е оперативное соединение авианосцах.

Кстати, во время этих ударов по аэродромам противника американцы впервые применили широко распространенное затем в ходе Вьетнамской войны средство — напалм. Название данной огнеметно-зажигательной смеси составлено из латинских названий нафтеновой и пальмитиновой кислот, которые использовались для загущения бензина или керосина: napalm — nа (phthenic acid) + palm (itic acid). Поэтому напалм представляет собой студенистую смесь на основе жидкого горючего (бензин, керосин или другие похожие типы топлива) и порошка-загустителя, который являлся смесью органических кислот (преимущественно — нафтеновой и пальмитиновой). При этом напалм сам по себе не обладает способностью самовоспламеняться, но достаточно легко поджигается при помощи любого воспламенителя. Температура пламени при горении напалма составляет около 1100°С, а в случае использования напалма на основе полистирола и того больше — до 1600°С. Горит напалм медленно, выделяя густой и едкий дым черного цвета. Ну а постольку напалм очень вязок, то он достаточно легко прилипает к различным поверхностям, в том числе и к телу или одежде человека. Отсюда огромное количество жертв и инвалидов с большой площадью ожогов, полученных в результате применения по ним данного вида боеприпасов. При этом если вводить в традиционную напалмовую смесь сплавы легких металлов, например натрия или магния, то можно получить так называемый «супернапалм», который уже обладает способностью к самовоспламенению.

Но вернемся к герою нашего повествования. В период с 10 по 20 октября 1944 г., т.е. фактически накануне сражения в заливе Лейте, авианосцы 38-го оперативного соединения, в том числе и «Энтерпрайз», нанесли ряд авиационных бомбоштурмовых ударов по объектам японцев на островах Окинава, Формоза и на Филиппинских островах.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz