Предыдущая Оглавление Следующая

Следующая операция, в которой принял участие «Энтерпрайз», проходила в период с 29 января по 3 февраля 1944 г.: в составе оперативного соединения TF-58 авианосец обеспечивал высадку морской пехоты на атолл Кваджалейн. Сразу же после этого данное соединение направилось к Каролинским островам с задачей нанести удар по японской военно-морской базе на островах Трук. Входе атаки базы 17 февраля 1944 г. бомбардировщики и торпедоносцы с «Энтерпрайза» впервые на Тихоокеанском флоте ВМС США предприняли ночной штурмовой удар, при этом наведение самолетов на цель осуществлялось по радио и по данным корабельных средств радиолокации. В результате удара 12 самолетов из состава авиагруппы «Энтерпрайза» записали на свой счет не менее трети из тех кораблей и судов, которые были потоплены в ходе авианалета самолетов американского авианосного соединения (в операции участвовали самолеты и с других авианосцев). Всего же японцы потеряли в тот день кораблей и судов общим водоизмещением около 200 тыс. т!

После завершения операции в районе островов Трук на авианосце получили приказ выйти из состава оперативного соединения TF-58 и самостоятельно следовать для нанесения бомбового удара по объектам противника на атолле Ялуит, что и произошло 20 февраля. Затем «Энтерпрайз» направился вначале к острову Маджуро в южной части Маршалловых островов, а затем — к острову Эспириту-Санто.

15 марта 1944 г. он был включен в состав оперативной корабельной группы TG 36.1: «Энтерпрайз» обеспечивал воздушное прикрытие и непосредственную авиационную поддержку на переходе морем и во время высадки морских пехотинцев на остров Эмирау с 19 по 25 марта 1944 г. На следующий день после окончания операции авианосец вновь присоединился к оперативному соединению TF-58 и в течение следующих 12 суток принимал активное участие в серии ударов по островам Яп, Улити, Уолеаи и Палау.

После недельного отдыха и дозаправки топливом и всем необходимым на острове Маджуро авианосец «Энтерпрайз» 14 апреля был направлен к Новой Гвинее для оказания поддержки в ходе десантной операции на остров Новая Гвинея, в районе местечка Холландия (Hollandia, хотя на наших картах правильнее было написать Голландия). А29—30 апреля самолеты авиагруппы «Большого Э» уже снова наносят удар по объектам противника на островах Трук.

CVN65323.jpg

Истребители F6F «Хеллкэт» на полетной палубе «Энтерпрайза». Июль 1943 г.

6 июня 1944 г. «Энтерпрайз» вместе с остальными кораблями оперативной корабельной группы TG 58.3 покинул остров Маджуро и, соединившись затем с остальными кораблями оперативного соединения TF-58, принимал активное участие в операции ВМС США на Марианских островах. Сайпан, Рота и Гуам — вот только основные из направлений ударов корабельного соединения в период с 11 по 14 июня. Самолеты «Большого Э» оказывали непосредственную авиационную поддержку морским пехотинцам, высаживавшимся 15 июня на остров Сайпан, и затем еще двое суток прикрывали их с воздуха. Опасаясь того, что японцы предпримут все еще возможные для них усилия с целью срыва десантной операции на Сайпане и на соседних островах, командующий 5-м оперативным флотом ВМС США адмирал Рэймонд Спрюэнс (Admiral Raymond A. Spruance) принял решение сосредоточить в районе высадки все силы оперативного соединения TF-58. И оказался прав: крупные силы японцев были направлены в тот район, и в конечном итоге в воздухе и на воде вокруг нескольких островов из Марианского архипелага разыгралось одно из крупнейших, по оценке самих американцев, сражений в ходе войны на Тихом океане.

19 июня 1944 г. в течение восьми часов над Марианскими островами вертелась смертельная карусель: японские и американские летчики сошлись в схватке не на жизнь, а на смерть. От победы в этом бою зависел успех той или иной стороны в битве за Марианские острова. К концу дня перевес был на стороне американцев, но окончательно разгром авианосных сил японского Императорского флота наступил на следующий день — 20 июня 1944 г. При содействии американских подводников на дно были отправлены все принимавшие участие в бою японские авианосцы и, соответственно, уничтожены 426 самолетов авианосной авиации! Американцы же при этом потеряли только 130 самолетов и 76 пилотов. Ни одного американского корабля японцам потопить не удалось, хотя шесть из них были повреждены (некоторые — серьезно) и погибли несколько десятков моряков. Но с этого дня авианосные силы японцев практически перестали существовать. Это событие в военно-морской истории получило название «Сражение в Филиппинском море».

CVN65324.jpg

На авианосце «Энтерпрайз» идут полеты, ноябрь 1943 г.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz