Предыдущая Оглавление Следующая

В октябре 1945 г. ветеран американских авианосных сил занимался не совсем свойственной для него работой — выполнял фактически роль «военного пассажирского лайнера».

Вначале «Энтерпрайз» прибыл в Перл-Харбор, где взял на борт более 1100 подлежащих демобилизации американских военнослужащих и вернулся с ними в США — 17 октября 1945 г. он прибыл в Нью-Йорк. Две недели спустя корабль перешел в Бостон, где его внутренние помещения переоборудовали — соорудили дополнительное количество кубриков и создали соответствующие условия для дополнительного количества «пассажиров». И вот после этого бывшая гроза японских моряков совершил целую серию так называемых круизов «Мэджик Карпет» (Magic Carpet, или «Волшебный ковер» — аналог более привычного нам «Ковра-самолета») — перевез из Европы на родину, в Соединенные Штаты, более чем 10 тыс. ветеранов войны — демобилизованных военнослужащих.

CVN65331.jpg CVN65332.jpg
Идет демонтаж корпусных конструкций авианосца «Энтерпрайз». Авианосцы «Индепенденс» и «Энтерпрайз» в районе Нью-йоркской военно-морской верфи. 22 июня 1958 г.

18 января 1946 г. «Энтерпрайз» вошел на Нью-йоркскую военно-морскую верфь (New York Naval Shipyard), a 17 февраля 1947 г. был выведен из первой линии в резерв Атлантического флота ВМС США. Однако резать «на иголки» корабль все же не спешили — слишком велики были его заслуги, полученные в ходе войны. Действительно, корабль принимал участие почти во всех боях и сражениях на Тихом океане с самого первого дня — нападения японцев на Перл-Харбор. По официальным данным командования Тихоокеанского флота ВМС США, его самолеты уничтожили или принимали активное участие в потоплении 71 японского корабля и судна, а также сбили или сожгли на земле 911 самолетов противника!

1 октября 1952 г. «Энтерпрайз» переклассифицировали в «ударный авианосец» (CVA-6), а 8 августа 1953 г. — в «противолодочный авианосец» (CVS-6). Но в первую линию он так и не вводился, оставаясь в резерве Атлантического флота ВМС США. Фактически заброшенный адмиралами корабль-герой безропотно и терпеливо, не жалуясь на судьбу, как и подобает настоящему защитнику своего отечества, простоял у пирса в Бейонне (город Нью-Йорк, штат Нью-Джерси) напротив острова Лонг-Айленд двенадцать с половиной лет, ожидая своей участи. «Энтерпрайз» оказался заложником своего времени: он был еще достаточно молод для корабля такого класса (возраст составлял всего полтора десятка лет, а срок активной службы — только девять лет), но стремительное развитие палубной (авианосной) авиации привело к тому, что он стал быстро устаревать морально. Соответствующая же модернизация корабля оценивалась экспертами в астрономическую для того времени сумму — на нее можно было построить новый корабль данного класса.

На протяжении 1940—1950-х гг. предпринимались неоднократные попытки сохранить корабль для истории. Так, в 1946 г. некоторые политики предложили передать его безвозмездно штату Нью-Йорк, где он мог быть выставлен для доступа широкой публике в качестве корабля-музея. Тремя годами позже расположенный в Сан-Франциско достаточно известный Музей науки и промышленности (Museum of Science and Industry) выступил с инициативой выставить авианосец в качестве памятника у военно-воздушной базы ВМС США Трежер-Айленд (Treasure Island Naval Air Station), которая располагалась на побережье залива Сан-Франциско. Но командование ВМС США отказалось удовлетворить эту просьбу, сославшись на то, что приведение корабля в порядок и передача его для использования в роли музея потребует слишком больших средств.

Попытки сохранить «Энтерпрайз» больше с тех пор не предпринимались вплоть до 1956 г., когда командование ВМС США выпустило извещение, в котором был приведен список кораблей, средства на содержание которых в резерве были исчерпаны и корабли подлежали полному списанию и продаже на металлолом. Среди «несчастливчиков» оказался и корабль-герой (наряду с такими прославившимися в годы Второй мировой войны американскими кораблями, как линкоры «Северная Каролина», «Южная Дакота» и «Вашингтон»).

Тогда в конце 1950-х гг. ветераны американского флота решили организовать кампанию по сбору средств для выкупа авианосца у своего бывшего «работодателя» (т.е. ВМС США) и трансформировать его в корабль-мемориал, посвященный всем морякам и летчикам ВС США, сложившим свои головы во время Второй мировой войны. В 1954 г. была даже организована Ассоциация ветеранов авианосца «Энтерпрайз», которая провела свое первое собрание в том же году в Чикаго, штат Иллинойс.

В 1956 г. после обнародования «черного списка» кораблей авианосец посетила целая вереница высокопоставленных офицеров и политиков. Среди них были, например, контр-адмирал Томас Кинкейд (Rear Admiral Thomas Kinkaid) — в 1942 г. во время морского сражения при Санта-Крус он держал на «Энтерпрайзе» свой флаг, а также ряд других известных в Америке людей.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz