Предыдущая Оглавление Следующая

В конечном итоге членам Ассоциации ветеранов «Энтерпрайза» при содействии адмирала Уильяма Холси (Admiral William F. Halsey) удалось провести через конгресс США резолюцию, которая обязывала ВМС сохранить авианосец в качестве мемориального корабля. Однако в этом документе был один большой и смертельно опасный подводный камень — все расходы по переоборудованию и дальнейшему содержанию авианосца должна была с этого момента взять на себя Ассоциация. При этом на сбор первых средств в размере 2 млн. долл. (необходимых на переоборудование и перевод корабля к месту будущей стоянки) ей давалось всего полгода, а иначе флот грозился отправить корабль тут же «на иголки». В итоге собранных средств оказалось недостаточно: 2 октября 1956 г. «Энтерпрайз» был исключен из корабельного регистра ВМС (Naval Vessels Register), и 1 июля 1958 г. американский флот продал корабль на металлолом. К марту 1960 г. авианосец, прозванный в войну еще и Galloping Ghost (более приближенно к нашему пониманию можно перевести как «Неуловимый призрак»), перестал существовать.

Впрочем, членам Ассоциации ветеранов «Энтерпрайза»удалось все же достичь определенного компромисса с командованием ВМС США. Понимая всю безнадежность попыток собрать назначенную сумму за полгода, руководство ассоциации заключило с министром ВМС Соединенных Штатов соглашение, согласно которому Ассоциация добровольно отказывалась от любых попыток спасти авианосец для истории и позволяла флоту продать его на слом, чтобы избежать дальнейших расходов на его содержание в резерве. Взамен командование ВМС в лице военно-морского министра Томаса Гейтса (Secretary of the Navy Thomas S. Gates) обязалось присвоить находившемуся тогда уже в стадии постройки первому атомному ударному авианосцу ВМС США имя легендарного корабля — «Энтерпрайз», а также назвать в честь седьмого «Энтерпрайза» лифтовую башню на стадионе ВМС и Корпуса морской пехоты США в Аннаполисе. Правда, делалось это американскими адмиралами не совсем уж так бескорыстно, как казалось на первый взгляд: руководство Ассоциации обязывалось перечислить флоту 10 тыс. долл. в качестве спонсорского взноса на нужды упомянутого стадиона. Флот же должен был передать в распоряжение Ассоциации все возможные элементы и предметы конструкции, вооружения и обстановки уничтожаемого авианосца для использования их в качестве экспонатов будущего музея «Энтерпрайза».

CVN65333.jpg CVN65334.jpg
Один из бывших членов экипажа авианосца "Энтерпрайз», проходивший на нем службу с 1943 по 1946 г., сфотографировался на фоне своего корабля, который уже начали демонтировать. Кэптен Эдвард Дитцтретий, начальник Учебного центра технической подготовки ВМС США, передает командирские «кепи» ветеранам сражения у атолла Мидуэй. Справа — бывший матрос АВ «Энтерпрайз», другой моряк — бывший радист палубного самолета этого же авианосца. Пенсакола, штат Флорида, 4 июня 2002 г.

Что самое интересное, американский флот все же не сдержал все данные обещания: мачту «Энтерпрайза», которую предполагалось установить на названной в честь корабля-героя крыше лифтовой башни стадиона в Аннаполисе, отправили на металлолом.

Впоследствии американская общественность, а особенно ветераны старого «Энтерпрайза», неоднократно ставили в упрек адмиралам и политикам то, что они не смогли уберечь единственный оставшийся на тот момент времени авианосец довоенной постройки (авианосец «Саратога» использовался в качестве корабля-мишени во время испытаний ядерного оружия в 1946 г.). Более того, «Энтерпрайз» был:
-  единственным авианосцем, принимавшим участие в отражении нападения на Перл-Харбор;
-  единственным оставшимся «в живых» американским авианосцем, участвовавшим в сражениях у атолла Мидуэй и за Гуадалканал;
-  кораблем, который длительное время оставался единственным на Тихом океане авианосцем американского флота, обеспечивавшим воздушное прикрытие и непосредственную авиационную поддержку в ходе многочисленных операций флота и армии.

Американские военно-морские историки даже поставили этот авианосец в один ряд с такими известными в Америке кораблями, как «Конститьюшн» (USS Constitution), «Виктори» (USS Victory) и «Констеллейшн» (USS Constellation). По оценкам многих американских ветеранов Второй мировой войны, «Энтерпрайз» являлся не просто историей, это было олицетворение «непобедимого духа военных моряков Соединенных Штатов, поставивших на колени японский Императорский флот».

Ситуация напоминает чем-то и нашу с вами, дорогие читатели, страну, в которой порезали на металл первый в мире ледокол «Ермак», только чудом не совершили то же самое со старейшим на сегодня в мире ледоколом «Красин» (бывший «Святогор», построенный в начале прошлого века в Великобритании), да и множество уникальных боевых кораблей пустили на слом, откровенно «зажав» средства на переоборудование их в музеи. В укор американцам, которые всегда кичатся своим сверхпатриотизмом и знанием истории, можно только добавить, что кроме уже упоминавшейся благодарности в приказе Президента США авианосец «Энтерпрайз» получил за свои военные заслуги благодарность в приказе по ВМС США (Navy Unit Commendation, выносится только в отношении корабля, части или соединения) и 20 так называемых «звезд за боевые заслуги» (battle star), которые были нанесены на мостике корабля и делали его едва ли не самым заслуженным кораблем ВМС США во времена Второй мировой войны.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz