Оглавление

EkrplUSA040.jpg

Грузопассажирский корабль-экраноплан (проект Р. Гриира, 1972 г.)-

И все-таки было очевидно, что на этой стадии создания экранопланов более значительный экономический эффект могло дать гражданское применение подобных транспортных средств. Американский инженер-судостроитель Р. Гриир в 1972 г. разработал и запатентовал проект большого грузопассажирского экраноплана - судна на подводных крыльях, выполненного по схеме «летающее крыло». По своей компоновке этот экраноплан очень напоминал первые проекты Р.Е. Алексеева 1947 г. Корпус корабля служил для размещения грузового трюма и был расположен между двумя бортовыми стенками, выступающими вниз и играющими роль концевых шайб. Он выполнял функцию поверхности, способствующей увеличению подъемной силы. Верхние передние участки стенок соединялись мостиком, служащим для размещения экипажа и пассажиров. Две пары крыльев, имеющих аэродинамический профиль, выступали наружу от стенок в носовой и кормовой частях аппарата, тоже помогали наращивать подъемную силу при движении и использовались в качестве швартовочных устройств на стоянках. На крыльях в кормовой части устанавливались вертикальные стабилизаторы, которые, взаимодействуя с воздушным потоком, обеспечивали устойчивость в поперечной плоскости, дополнялись горизонтальным стабилизатором.

Установка нескольких подводных крыльев вдоль продольной оси аппарата позволила распределить нагрузку равномерно по всей длине корпуса, дало возможность снизить требования к прочности конструкции и ее массу.

В кормовых частях стенок имелись высокоскоростные гребные винты. Над каждым винтом устанавливались пластины для предупреждения кавитации и снижения потери энергии при движении корабля с большой скоростью. В хвостовой части стенок имелись рули. В носовой части с наружных бортов стенок монтировались турбореактивные двигатели и воздухозаборники. По сложной системе воздушные струи распределялись по всей внутренней поверхности нижней части корпуса и бортовых стенок, создавая тем самым воздушную подушку.

Каждое крыло с краю имело кранцы в виде колес, вращающихся на горизонтальных и вертикальных осях. При подходе экраноплана к месту стоянки, оборудованному парой направляющих лотков, несколько приподнятых над поверхностью воды, эти колеса входили в лотки, и за счет инерции движения экраноплан прокатывался по лоткам к месту стоянки, отрываясь от воды. При старте экраноплана включались турбореактивные двигатели, и аппарат, соскальзывая с лотков, погружался в воду как водоизмещающий корабль.

Весьма интересной выглядит конструкция аппарата для движения по воде с большой скоростью, разработанная в 1975 г. американцем Фр. Мальвестуто. Аппарат имел частично погруженный в воду корпус, напоминающий внешним видом переднюю часть фюзеляжа авиалайнера. Корпус снабжался двумя парами стреловидных крыльев, причем задняя пара была установлена выше передней, что способствовало уменьшению воздушных возмущений (подобная схема в ЦКБ по СПК называется «двухточечной»). Консоли крыльев с обратной стреловидностью были загнуты вниз и образовывали концевые шайбы, которые устанавливались на длинные поплавки с каждого борта, создающие стабилизирующий эффект. На крыльях располагались двигатели с воздушными винтами, причем винты вращались в горизонтальной плоскости как у вертолета.

EkrplUSA041.jpg

Пассажирский экраноплан (проект Фр. Мальвестуто, 1975г.).

Специалисты Массачусетского технологического института длительное время работали над созданием экраноплана, представляющего собой гибрид самолета и океанского судна. Наконец, в 1995 г. они обнародовали свой проект усовершенствованного экраноплана W1GM. Экраноплан, получивший наименование «Fastship» (быстроходный корабль), предполагалось оснастить реактивными двигателями от самолета «Boeing-747». W1GM сочетал в себе возможности получения высокой скорости полета и аэродинамического качества при движении как в зоне влияния экранного эффекта, так и вне ее. На больших высотах полета экраноплан был рассчитан на достижение околозвуковых скоростей. Энергетическая установка включала турбореактивные двигатели общей тягой 203 т.

Вооружение экраноплана «Fastship» в боевом варианте должно было быть представлено управляемыми ракетами класса «воздух—поверхность», средствами ПВО и ПРО. Экипаж — 63 человека. Длина экраноплана 161 м, ширина 31,4 м, высота 26 м, размах крыла 94 м. Взлетный вес — около 1000 т, полезная нагрузка — более 500 т.

EkrplUSA042.jpg

Экраноплан «Fastship» типа WIGM (проект, 1995 г.).

В грузопассажирском варианте расходы на доставку грузов могли оказаться ниже, чем при использовании самолета.

Стоимость судна-экраноплана оценивалась в 150—200 млн. долл. Ввод в эксплуатацию четырех таких судов типа «Fastship» предполагался в 1998 г., но так и не был осуществлен.

Таким образом, имеются проекты суперэкранопланов, эксперименты проводятся с 1940 г., основной заказчик, Министерство обороны США, перечисляет фирмам массу долларов, а американского экраноплана как не было, так и нет.

Оглавление

Hosted by uCoz