Типовая машина-хранилище.
Типовая машина-сборки.
Чертежи, поступавшие из СКТБ ММЗ, использовались группой Л. М. Виноградова для разработки эскизного проекта изделий, входящих в ПРТБ «Поле» и «Степь».
В августе 1958 г. состоялась защита сразу двух эскизных проектов. Проект БР-210 (защищался повторно) получил индекс ГАУ 2У654; БР-211 проходил под индексом 2У659. Замечания к проекту были, но их устранение не вызывало больших трудностей. Кроме того, предлагалось на этапе технического проекта в состав ПРТБ «Поле» (2У654) ввести дополнительную машину-сборки 2У655 для обеспечения подготовки к выстрелу снарядов с радиолокационным взрывателем.
Зато машину-сборки для ракетного комплекса «Филин» (2У656) перенесли в ПРТБ «Степь» (т.е. ракетные и артиллерийские системы разделились). Что касается оборудования для жизнеобеспечения комплекса, то оно обновилось, и количество штатных элементов базы значительно увеличилось.
Сразу после защиты эскизного проекта вышло распоряжение Сталинградского совнархоза7. В нем говорилось:
«...СМ РСФСР обязал:
1. Московский совнархоз (так в документе, на самом деле надо «Мособлсовнархоз». — Прим. авт.).
а) в первом квартале 1959 г. силами специального конструкторского бюро (СКТБ) разработать чертежи автономных кузовов для подвижных ремонтно-технических баз «Поле» и «Степь» по техническому проекту специального конструкторского бюро завода 221;
б) изготовить на заводе №11 автономные кузова для опытных образцов:
- «Поле» во II квартале 1959 г.;
- «Степь» в IV квартале 1959 г.
2. Сталинградскому совнархозу:
а) в III квартале 1958 г. выдать технический проект «Поле»;
б) в IV квартале 1958 г. выдать технический проект «Степь».
Председатель совнархоза И. Синицин».
Сроки, указанные в п. 1.б), противоречат назначенным ранее. Их перенесли в связи с настойчивостью начальника ГУОК МСМ Н.И. Павлова. НИИ-504 МРТП из-за сложности разработки системы тоже не мог вовремя поставить контрольно-поверочную аппаратуру в машины-сборки.
Как видно из документа СМ РСФСР, Московский областной совнархоз к осени 1958 г. имел в своем составе СКТБ, но только не при ММЗ, а как самостоятельное подразделение с опытным заводом №11. Это требует пояснения. Дело в том, что на основании постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 13 мая 1958 г. СКТБ было выведено из состава ММЗ и получило для себя производственную территорию опытного завода №11 на окраине «Старых Мытищ», в Леонидовке. СКТБ и опытному заводу предписывалось выпускать специальные автономные кузова с обеспечением микроклимата (отопление, охлаждение, влажность).
Конструкторской группе Л.М. Виноградова (затем на базе этой группы было создано КБ-16) в конце 1958 г. пришлось вновь засучить рукава и разделиться на две неравные части. Более многочисленная группа специалистов находилась в командировках в Московской области, другая — в Сталинграде. В Мытищах в так называемой «щитовой казарме» выпускали рабочую документацию и проводили ее согласование с технологическими и другими службами. Расчетчики выполняли расчеты по термоизоляции кузовов с целью оптимального обеспечения заданного теплового режима хранения ЯБП.
Очень много времени тратилось на вынужденные переезды. Опытное производств СКТБ, как уже говорилось, из Мытищ переводилось ближе к г. Калининграду (ныне Королев), а «баррикадцы» жили в московских гостиницах в районе ВДНХ. По ходу сборки кузовов приходилось выезжать на консультации в СКБ МОП (Коломна), в НИИ-24 (Москва), в ЦКБ-34 (Ленинград), в НИИ-1 (Москва) и в другие организации.
Главный конструктор СКБ-221 Г.И. Сергеев строго спрашивал за все упущения в работе. Он часто навещал свою команду в Мытищах и в Калининграде. Каждый раз находил причины, чтобы «всыпать» как следует. И во всем, даже в ошибках производственников, снабженцев и кооператоров, он видел упущение конструкторов. Причем всегда обострял ситуацию с учетом происходящего в стране и в мире. Когда артиллерийские установки 2Б1 и 2А3 прошли 7 ноября 1958 г. на параде по Красной площади, Сергеев сказал: «Наши стволы давно готовы. Видим их на параде, а снарядов к ним по вашей вине подвозить нечем».