Оглавление

Таким образом, ставился под угрозу срыва намеченный график выдачи КД в серийное производство - 30 сентября 1960 г. Для выполнения требований генерала отведенного времени было явно недостаточно. Г.И. Сергеев сразу же инициировал на полигоне совещание в составе В.И. Вознюка, Н.П. Мазурова, С.Г. Кочарянца (к этому времени возглавил в КБ-11 разработки, в том числе оперативно-тактического назначения) и полномочного представителя ГРАУ инженер-полковника А.А. Никулина.

В результате обсуждения было решено снять временные характеристики работы расчета. Спешка в столь серьезном деле не нужна. Но удобство работы «необходимо создать, пенопласт ФК-20 заменить, герметичность обеспечить...»

Поскольку к ядерному «Марсу» военные потеряли всякий интерес, то элементы ПРТБ «Степь», предназначенные для этого комплекса, решили переделать под комплекс «Луна».

Август, сентябрь и октябрь 1960 г. проработали аврально, но по-прежнему не успевали выдать документацию технологам и цехам для изготовления установочной партии из семи комплектов ПРТБ «Степь». Директор завода «Баррикады» С.Н. Атрощенко каждый год обращался в местный совнархоз, в ГКОТ, в правительство РСФСР и выше с типовой обоснованной жалобой: «В течение ряда лет, народнохозяйственным планом на завод возлагается выполнение большой номенклатуры оборонных изделий.

Подавляющее большинство изделий проектируется в малых партиях и в единичных количествах, причем сроки выполнения этих изделий устанавливаются так, что вызывает необходимость параллельного ведения производства большого количества разнообразных изделий...

В связи с изложенным, прошу Вас рассмотреть предложения о снятии некоторых позиций и передать их изготовление другим предприятиям».

В том же 1960 г. он просил «передать изготовление ТМ 2У663, ПРТБ «Степь» и... позиции на другие предприятия».

Понимая обстоятельства, решено было перенести серийное изготовление семи комплектов ПРТБ «Степь» на Тюменский судостроительный завод (он же №639), одновременно командировать туда специалистов завода «Баррикады», чтобы внести изменения в КД по результатам испытаний, а некоторые узлы вообще спроектировать заново. Этим, а также передачей КД и оказанием содействия конструкторам Судостроительного завода в организации производства занимались конструкторы ОКБ-221: С.Г. Полянский, В.В. Полянская, Л.Д. Андреева, В.И. Зайцев, В.В. Иноземцев, В.З. Кармий.

Сборка машин на Тюменском судостроительном заводе проводилась в четвертом цехе (как и на заводе «Баррикады»). Заместитель начальника цеха Карнейчук представил сталинградцам свой кабинет, где оперативно решались все возникающие вопросы, особенно с главным конструктором предприятия С.К. Стрекопытовым. Дело спорилось, и машины одна за другой сдавались заказчику.

В апреле 1961 г. прошли большие контрольные испытания (БКИ) машин 2У659, 2У662, 2У663. Замечаний было немного. В заключение отмечалось, что «БКИ подтвердили освоение заводом объектов 2У659 и освоение серийного выпуска в объеме программы 1961 г. по действующей документации»^'.

С апреля 1960 г. комплекты ПРТБ «Степь» стали поступать в эксплуатацию.

В мае 1961 г. на Черниговском полигоне с привлечением одной из Нежинских войсковых частей прошли комплексные испытания всех изделий комплекса «Луна» во взаимодействии с ПРТБ «Степь», на которых присутствовало много гражданских и военных специалистов.

В конце октября 1961 г. две ПУ 2П16 и опытный комплект ПРТБ «Степь» успешно прошли испытания на Новой Земле. Примерно в то же время проводились испытания на Семипалатинском полигоне с целью проверки кондиционности боезапаса ЯО, где также были задействованы ПУ 2П16 и ПРТБ «Степь». Для осуществления пусков привлекли бригаду Прикарпатского военного округа. Всего выполнили пять пусков.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 апреля 1961 г. заводу «Баррикады» предлагалось изготовить пять комплектов ПРТБ «Степь» со сдачей во II квартале12. Возникло немало вопросов. Серийное изготовление набирало силу в Тюмени, а пять комплектов ПРТБ надо собирать «баррикадцам».

Сегодня это можно объяснить сложившейся политической обстановкой в мире — так называемым «Карибским кризисом». Советским правительством было принято решение о вооружении кубинцев ракетным и даже ядерным оружием. Известно, что на Кубе в 1962 г. находилось 12 комплектов РК «Луна» — 12 ПУ 2П16, 60 ракет, из них шесть с ЯБП по 5 тнт (так в тексте, прим. ВВС) каждая13. То есть без ПРТБ «Степь» нельзя было обойтись.

Руководство завода «Баррикады» вряд ли знало о подготовке оказания помощи Кубе и договор ГРАУ на изготовление пяти комплектов ПРТБ отправило в Москву без рассмотрения. Но договор вернулся. Его настойчиво заставили рассмотреть. С протоколом разногласий он опять отправился в Москву. Главным в сопроводительном письме завода было нежелание производить комплекты ПРТБ в связи с «нецелесообразностью распылять производственные мощности», так как в то время выполнялись важнейшие государственные заказы. Почти до сентября 1961 г. шла переписка между ведомствами по этому странному заказу. В 1962 г. комплекты ПРТБ «Степь» все же изготовили в Тюмени, а осенью они побывали на Кубе.

А ОКБ-221 получило новое задание — разработать проект усовершенствованного комплекса «Луна-М». В приказе ГКОТ было сказано: «Одновременно приступить к проекту «Подвижной сборочной базы для окончательной подготовки и проверки СБЧ в условиях модернизации на основе ПРТБ «Степь» в связи с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16.03.61 г. №247-104 по отдельному ТТТ». Но от разработки ПРТБ для комплекса «Луна-М» (как и от серийного производства) удалось отказаться. Предусмотренные 590,0 тыс. рублей, Г.И. Сергеева не заинтересовали. Эту работу выполнили в СКТБ г. Калининграда.

В заключение подчеркнем следующее. Четырехлетние усилия конструкторов ОКБ (ЦКБ «Титан») не прошли даром. Машины «для автономной эксплуатации специальных боеприпасов» были созданы. Накопленный опыт и опробованные смежные связи пригодились. Совершенствование ПРТБ «Поле» и «Степь» было продолжено в других модификациях. Например, в разработанном НИИ-1 (МИТ), ОКБ-221 (ЦКБ «Титан»), КБ-11 (РФЯЦ-ВНИИЭФ) ракетном комплексе «Темп-С»; в созданном КБМ, ОКБ-221, КБ-11 ракетном комплексе «Точка»; при отработке артиллерийских снарядов с ЯБП к артсистемам калибра 203 мм «Пион», калибра 152 мм «Мста» и Д-20. ЦКБ «Титан» принимало самое непосредственное участие в отработке документации и согласовании примененных снарядов с ЯЗ в указанных изделиях с привлечением постоянного смежника.

Примечания

1.  Губарева В. От сохи до ядерной дубинки// Наука и жизнь. - 2005, №5, с. 83-94.

2.  БР-210 зарегистрирован 7 августа 1957 г. начальником отдела №6 В. И. Хейфецом.

3.     Виноградов Леонид Михайлович (4.12.1931) окончил Сталинградский механический институт в 1954 г. Поступил на работу в СКБ-221 в марте 1957 г., где проработал до декабря 1965 г. Прошел путь от инженера-конструктора до начальника КБ. Под его руководством велись разработки ПРТБ «Поле» и «Степь», транспортных машин РК «Луна-М», первого в стране гидравлического автокрана грузоподъемностью 16 т (9Т35) для РК «Темп-С».

4.  Материалы фонда ПО «Баррикады» №3582.

5. Полянский Сергей Григорьевич (19.08.1923). С 1947 по 1983 г. работал в ОКБ завода «Баррикады», где прошел путь от техника-конструктора до начальника группы. Участник разработок экскаватора, буровой установки БУ-40, береговой 130-мм пушки СМ-4, колесного хода 203-мм гаубицы Б-4М, главного калибра для линкора «Новороссийск», ПРТБ «Поле» и «Степь», крана 9Т35, ракетных комплексов «Луна-М», «Точка». Вел обслуживание производства РК «Темп-С».

6. Индекс БР-211 зарегистрирован 4 мая 1958 г.

7.  №КС-581-1978 от 8 сентября 1958 г.

8.  Плотников В.В. Воспоминания ветерана. -Мытищи, 2005.

9.  ГАВО, ф.6575, оп. 9, д. 37, л. 27.

10.  Материалы фонда ЦКБ «Титан» №1844.

11.  Материалы фонда ЦКБ «Титан», №2018.

12.  ГАВО, ф. 6575, оп. 9, д. 52, лл. 103-108.

13.  Куба с нами. - Волгоград, 2006.

Оглавление

Hosted by uCoz