Штурмовик Су-6 М-71ф на государственных испытаниях в НИИ ВВС.
Получалось так, что самолеты Ил-2 с пушками ВЯ-23 с отдачей примерно такой же, как и у пушек 11П, уже пару лет честно воевали без особых претензий со стороны летного состава. Другое дело, неудачной оказалась сама установка НС-37 на Ил-2 — недостаточная жесткость установки, расположение пушек под крылом и на большом удалении от строительной оси самолета, в то время как запас продольной устойчивости самолета был невелик. Именно по этим причинам стрельба из НС-37 значительно сильнее влияла «на матчасть самолета Ил-2», чем при стрельбе из пушек ВЯ-23.
Несомненно, при подготовке ответа военные учитывали и результаты государственных испытаний двухместного бронированного штурмовика Су-6 М-71ф, который также был вооружен двумя пушками НС-37. В отличие от Ил-2, на «сухом» пушки размещались в крыле и ближе к оси самолета, что в совокупности с более высоким запасом устойчивости штурмовика обеспечивало высокую эффективность стрельбы в воздухе по малоразмерным целям. Во время полигонных испытаний Су-6 никаких нареканий, связанных с влиянием силы отдачи пушек на самолет при стрельбе в воздухе, летчиками-испытателями не высказывалось: «...На пикировании при стрельбе самолет устойчив, отдача даже при стрельбе из всех точек незначительна ».
Не найдя поддержки у военных, СВ. Ильюшин 19 ноября направил А.И. Шахурину письмо, где снимал с себя всякую ответственность за возможные последствия, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации Ил-2 с пушками НС-37, сделав основной упор на большую отдачу пушек: «...В данный момент по имеющимся у меня сведениям ОКБ-16 и НИПАВ КА производят на самолетах в частях КА замену жидкости в амортизаторах пушек 11П. Какими соображениями вызвана эта замена я, как главный конструктор самолета, в известность не поставлен. При таких условиях, когда такой серьезный факт, как замена жидкости в гидроамортизаторе пушки, определяющий величину силы отдачи, сделан без ведома Главного конструктора самолета, нельзя дать никакой гарантии за безопасную работу самолета с 11П калибра 37мм».
СВ. Ильюшин напоминал наркому, что все расчеты пушечной установки были выполнены исходя из усилия отдачи 2280 кг, «как это указано в прилагаемом при сем письме начальника ОКБ-16 НКВ от 2.10.42г. № 726», тогда как фактическая сила отдачи 11П на самолете Ил-2 составляет 5500 кг.
«Кроме того, считаю необходимым сообщить Вам, что указанные в письме генерал-майора Гуревича усилия отдачи пушки 11П калибра 37 мм в действительности значительно больше. Поэтому прошу Вас об указании произвести замер силы отдачи пушки 11П в ЦАГИ, причем жидкость в гидротормозе пушки должна быть такого же состава, который находится на пушках в действующих частях КА», — писал далее Ильюшин.
Известна резолюция А.И. Шахурина на этом письме своему заместителю П.В. Дементьеву, «т. Ильюшин говорит о том, что он не гарантирует безопасную работу, т.е. снимает с себя ответственность и все. Больше ничего не предлагает. Ничего не говорит о ВЯ. Отдача по сообщению НИИ АВ также большая...»
Остается неясным, определялась ли сила отдачи пушки 11П в ЦАГИ, но в НИИ АВ дополнительные испытания проводились. Весной 1944 г. исследовалось влияние «стрельбы из 37 мм пушки ОКБ-16 на матчасть серийного самолета завода №30». Для этой работы был задействован Ил-2 (зав. №303189), на котором литые хомуты переднего и заднего крепления пушки были заменены коваными как более прочными. Были сделаны и другие доработки.
Как следует из материалов отчета, сила отдачи «на специальном станке с жестким креплением пушек» при заливке гидротормоза тяжелым керосином колебалась в пределах 4200—4400 кг, а при заливке водоглицериновой смесью — 4050—4750 кг. То есть отдача оказалась даже меньше, чем намерили в 1943 г. Однако настрел без нарушения прочности крыла ограничивался все теми же 3000 выстрелами из каждой пушки. «При данной жесткости установок не может быть обеспечена надежная работа пушек из-за большого смещения их во время стрельбы относительно крыла, что также лимитирует живучесть установки», — констатировали в отчете военные испытатели.
После обмена мнениями по результатам войсковых испытаний самолета Ил-2 с пушками НС-37 на боевое применение было решено считать их неудовлетворительными. В этой связи Государственный комитет обороны своим постановлением от 12 ноября прекратил серийный выпуск Ил-2 с НС-37, сделав окончательный выбор в пользу установки на самолете пушек ВЯ-23.
Надо полагать, донесения из действующей армии по результатам опыта боевого применения Ил-2 с пушками НС-37 на фоне впечатляющих успехов ПТАБ выглядели не самым лучшим образом. Из документов следовало, что подавляющая масса летчиков будет просто не в состоянии поражать в боевых условиях танки из НС-37 с самолета Ил-2. В тоже время обучение специально отобранных летчиков для действий по бронетехнике займет много времени, а применение ПТАБ особой подготовки не требует. Свою роль, очевидно, сыграла и дискуссия по поводу излишне большой силы отдачи пушек НС-37.
Необходимо отметить, что выводы о целесообразности боевого применения Ил-2 с «большой» пушкой были сделаны на основе весьма ограниченного боевого опыта.
Например, упоминавшийся выше «Доклад...» 4-го отдела НИИ ВВС основывался на анализе всего 12 групповых вылетов (50 самолето-вылетов) 10 самолетов Ил-2 с НС-37, выполненных летчиками 568-го шап.