Маршрут эскадры вице-адмирала М. фон Шпее при переходе через Тихий океан. Август—октябрь 1914 г.
Броненосный крейсер «Шарнхорст» проходит Кильский канал.
Незадолго до отправки к Фолклендам адмирал остановился в одной из укрытых от лишних глаз бухт южноамериканского побережья и произвел перераспределение между кораблями своей эскадры оставшегося боезапаса с расчетом, чтобы на каждое 210-мм орудие приходилось по 445 снарядов, а на каждое орудие калибра 150 мм — по 1100 снарядов. Наконец, утром 8 декабря германская эскадра подошла к Порт-Стенли, ни сном ни духом не подозревая, что ее там уже ждут.
Впрочем, находясь уже в непосредственной близости от Порт-Стенли, фон Шпее все же ради предосторожности решил не идти к порту всей эскадрой сразу. Он направил вперед броненосный крейсер «Гнейзенау» и крейсер «Нюрнберг» — провести разведку и уничтожить артогнем радиостанцию. Вот их-то британские наблюдатели и заметили в 7 ч 50 мин утра. После этого события развивались стремительно.
Линейный крейсер «Инвинсибл»
Интересно, что избежать очередного разгрома британскому флоту фактически помогла предусмотрительность и чрезвычайная осторожность вице-адмирала Стэрди (некоторые, впрочем, склонны считать это обычной случайностью). Дело в том, что после длительного и изнурительного трансатлантического перехода механизмы кораблей британской эскадры требовали текущего ремонта: многие даже надо было перебирать. И корабельные механики надеялись привести все в порядок именно на Фолклендах. Но вице-адмирал Стэрди не счел возможным согласиться с запрошенным на исправления недостатков временем и отдал команду командирам кораблей оставаться в двухчасовой готовности. Не отдай Стэрди такого распоряжения, на этих страницах пришлось бы описывать не гибель фон Шпее, а очередное поражение британского флота. Но, как известно, история не любит сослагательного наклонения.
У городка Порт-Стэнли же в то декабрьское утро все шло своим чередом. Обнаружение неприятельских кораблей было для англичан настолько неожиданным (в том числе и по причине предшествовавших этому многочисленных ложных тревог), что даже на флагманском корабле поданный сигнал с наблюдательного поста заметили не сразу, поэтому стоявший во внутренней гавани «Глазго» вынужденно «привлек» внимание Стэрди орудийным выстрелом. После этого эскадра встрепенулась: командиры прекратили погрузку угля, ремонт механизмов и начали приготовления к съемке с якоря. Флагман поднял сигнал: «Приготовиться сняться с якоря», а в 8 ч 30 мин над водами еще совсем недавно тихой бухты пронзительно зазвучали сигналы боевой тревоги.
В этот момент на наблюдательном посту заметили новые дымы — уже в юго-западном направлении. «Кент» получил приказ покинуть гавань и затем совместно со снявшейся с якоря у самого входа в бухту «Македонией» вышел в море для слежения за противником. Тут же с броненосца «Канопус» поступил доклад о том, что опознанные «Гнейзенау» и «Нюрнберг» находятся в 8 милях от острова, а далее — в 20 милях — виднеются главные силы неприятеля. Когда посланные вперед германские корабли приблизились к Порт-Стэнли, «Македонию» отозвали назад (это произошло около 9 ч 15 мин), а британские угольщики отвели подальше от бортов боевых кораблей, чтобы не мешать в случае открытия ими огня. В это же время англичане заметили еще одну группу дымов: это немецкие транспорты с углем шли к рейду Плезант, что в 20 милях к юго-западу от Порт-Стэнли.