Вновь громко о Фолклендских островах в Европе заговорили только в годы Первой мировой войны. Причина — гибель в том районе эскадры германского вице-адмирала Максимилиана фон Шпее (Spee). Это соединение в составе броненосных крейсеров «Шарнхорст» (Schamhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau), легких крейсеров «Нюрнберг» (Nurnberg), «Лейпциг» (Leipzig) и «Дрезден» (Dresden), а также на временной основе вспомогательного крейсера «Принц Эйтель-Фридрих» и трех транспортов-угольщиков — «Баден», «Санта-Изабель» и «Зейдлиц» (последний из них использовался в качестве госпитального судна) — действовало на тихоокеанских коммуникациях Антанты и базировалось на порт Циндао (Желтое море). Затем крейсерская эскадра перешла к берегам Чили, где ее ждал наиболее значительный успех: 1 ноября 1914 г. в Коронельском бою (у мыса Коронель) фон Шпее разгромил эскадру британского флота под флагом адмирала Крэдока. Однако через месяц та же участь постигла и немецких моряков.
![]() |
![]() |
Вице-адмирал Максимилиан фон Шпее. | Броненосный крейсер «Гнейзенау |
После успеха у мыса Коронель вице-адмирал фон Шпее принял решение прорываться в германские порты. Но по пути он все же решился совершить набег на Фолклендские острова для уничтожения радиостанции и тех судов, которые окажутся в гавани. В зарубежной литературе утверждается, что германский вице-адмирал вынужденно подчинился приказу, исходившему из Берлина. Это довольно сильно нарушало планы фон Шпее, справедливо ожидавшего мести англичан за их поражение у Коронеля, но и нарушить приказ, исходящий с самого верха, он не мог — знаменитая немецкая военная дисциплина не позволяла. И все бы обошлось благополучно, если бы британское Адмиралтейство, разгневанное «пощечиной», нанесенной ему немецким флотоводцем, не начало решительные действия по нейтрализации эскадры фон Шпее. Среди прочего в тот район направились два новейших английских линейных крейсера так называемого дредноутного типа. Британский отряд кораблей, выйдя из Девонпорта, в условиях строгой секретности и практически полного радиомолчания пересек Атлантику с севера на юг, и к 7 декабря в Порт-Стенли сосредоточились весьма крупные силы флота Ее Величества, намного превосходившие по численности и боевой мощи германское корабельное соединение.
Так что в тот момент, когда фон Шпее собирался громить радиостанцию на Фолклендах, там уже бросили якоря корабли британской эскадры под флагом вице-адмирала Ф.Д. Стэрди (в том числе два линейных и три броненосных крейсера), зашедшей на архипелаг после тяжелого перехода через Атлантику для пополнения запасов утля и ремонта материальной части. В распоряжении английского адмирала находились линейные крейсера «Инвинсибл» (HMS Invincible) и «Инфлексибл» (HMS Inflexible), броненосные крейсера «Карнарвон» (HMS Carnarvon), «Корнуол» (HMS Cornwall) и «Кент» (HMS Kent), легкий крейсер «Бристоль» (HMS Bristol), уцелевшие после Коронельского разгрома легкий крейсер «Глазго» (HMS Glasgow) и броненосец «Канопус» (HMS Canopus), а также менее мощные «Македония» (Macedonia), «Сидней» (Sydney), «Мельбурн» (Melbourne) и «Орама» (Orama), сопровождаемые почти десятком угольщиков.
Боевые повреждения кораблей в бою у мыса Коронель***
Корабль |
Водоизмещение, т |
Выпущено снарядов, шт. |
Получено попаданий |
Убитые |
Раненые |
Вес бортового залпа, кг |
Германская эскадра |
||||||
«Шарнхорст> |
11420 |
637 |
2 |
0 |
0 |
886 |
«Гнейзенау» |
11420 |
442 |
4 |
0 |
2 |
886 |
«Лейпциг» |
3200 |
407 |
0 |
0 |
0 |
80 |
«Дрезден» |
3592 |
102 |
0 |
0 |
0 |
95 |
«Нюрнберг» |
3396 |
135 |
0 |
0 |
0 |
80 |
Итого |
33028 |
1723 |
6 |
0 |
2 |
2027 |
Британская эскадра |
||||||
«Гуд Хоуп» |
14100 |
. |
30—40 |
919 |
0 |
707* |
«Монмаут» |
9800 |
. |
20? |
735 |
0 |
408** |
«Глазго» |
4820 |
. |
5 |
0 |
0 |
161 |
Итого |
28720 |
. |
60? |
1654 |
0 |
1276 |
* Фактически в свежую погоду составлял 526 кг. ** Фактически в свежую погоду составлял 272 кг.
*** Таблица дается по Юлиану Корбетту. Эскадра адмирала Шпее в бою. Изд. журнала «Морской исторический сборник», СПб., 1994 г., с. 30.
Один из известнейших британских историков Юлиан Корбетт достаточно подробно описал на основе имевшихся в его распоряжении документов и воспоминаний очевидцев все события, как самого боя у Фолклендских островов, так и предшествовавшие ему. В частности, он упоминал, что после победы у мыса Коронель эскадра фон Шпее зашла в чилийский Вальпараисо, где находилась достаточно многочисленная немецкая колония. Однако он отказался от проведения каких-либо торжеств по случаю своей победы над англичанами, а при посещении местного немецкого клуба даже отказался присоединиться к произнесенному тосту и поднять свой бокал «за посрамление британского флота». Очевидцы впоследствии вспоминали, что флотоводец выглядел подавленным, как будто предчувствовал скорую гибель. Но приказ есть приказ — и фон Шпее стал его выполнять. А, как выяснилось уже после войны, приказ этот был принят как следствие удачно проведенной английской военно-морской разведкой операции по дезинформации противника.