Основной задачей создававшегося комплекса БРПЛ ВМС Франции являлось сдерживание стратегических сил вероятного противника. Согласно предварительным требованиям ВМС Франции, двухступенчатая твердотопливная ракета MSBS должна была иметь дальность полета 2300—3500 км и нести боеголовку с тротиловым эквивалентом ядерного заряда 0,2 Мт. В дальнейшем предполагалось увеличить тротиловый эквивалент ядерного заряда до 1 Мт. Ракеты рассчитывались на запуск с глубины до 30 м.
В 1964 г. завершилась отработка техники подводного запуска ракеты. Испытания ракет проводились в Ракетном испытательном центре ВМС Франции, расположенном близ г. Тулона. Для отработки запуска с подводных лодок в 1965 г. задействовалась экспериментальная подводная лодка «Жимнот».
В 1970-х гг. во Франции было разработано и принято на вооружение три модели ракет MSBS: M-1 (1971 г.), М-2 (1974 г.) и М-20 (1978 г.).
Ракета MSBS создавалась на базе двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты «Сапфир», которая разрабатывалась специально для отработки двигателей, системы управления, системы разделения ступеней, головных частей и других узлов баллистических ракет (в том числе и MSBS). В 1961 г. были выделены ассигнования на изучение проблем, связанных с подводным запуском ракет MSBS. В 1962 г. начались лабораторные гидродинамические испытания масштабных моделей.
Проектные работы над MSBS M-1 стартовали в 1963 г. Новизна решаемых задач и отсутствие опыта у разработчиков обусловили значительный срок проектных работ. В 1964— 1965 гг. были осуществлены запуски масштабных и натурных макетов MSBS со стационарной подводной установки, а в 1966 г. — запуски макетов с подводной лодки «Жимнот». По конфигурации, конструкции и массе макеты были аналогичны ракете MSBS. В 1967 г. на полигоне Центра CEL, расположенном на Атлантическом побережье Франции, начались запуски экспериментальных образцов ракеты MSBS М-1.
ТТХ БРПЛ ВМС Франции
Модель MSBS |
М-1 |
М-2 |
М-20 |
Стартовая масса, т: |
|||
общая |
18 |
20 |
20 |
масса первой ступени |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
масса второй ступени |
4,8 |
6,5 |
6,5 |
Длина, м: |
|||
общая |
10,4 |
10,7 |
10,4 |
первой ступени |
4,6 |
4.6 |
4,6 |
второй ступени |
2,6 |
3,0 |
3,0 |
Диаметр, м |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Материал корпуса РДТТ: |
|||
первой ступени |
сталь Vascojet 1000 |
сталь Vascojet 1000 |
сталь Vascojet 1000 |
второй ступени |
стеклопластик |
стеклопластик |
стеклопластик |
Марка РДТТ: |
|||
первой ступени |
904 |
904 |
904 |
второй ступени |
«Рита-1» |
«Рита-2» |
«Рита-2» |
Тяга РДТТ, т: |
|||
первой ступени |
42 |
42 |
42 |
второй ступени |
18 |
28 |
28 |
Продолжительность работы, сек: |
|||
первой ступени |
50 |
50 |
50 |
второй ступени |
55 |
60 |
60 |
Средство управления вектором тяги РДТТ: |
|||
первой ступени |
4 поворотных сопла |
4 поворотных сопла |
4 поворотных сопла |
второй ступени |
впрыск фреона |
впрыск фреона |
впрыск фреона |
Система наведения ракеты |
инерциальная |
инерциальная |
инерциальная |
Дальность полета ракеты, км |
2500 |
3000 |
3000 |
Тротиловый эквивалент боезаряда, Мт |
1,0 (ядерный) |
1,0 (ядерный) |
1,0 (термоядерный) |
Наличие средств преодоления ПРО |
Нет |
Есть |
Есть |
Защищенность в полете от воздействия ЯВ антиракеты |
Не предусмотрена |
Предусмотрена |
Предусмотрена |
Принятие решения о создании, год |
1962 |
1969 |
1970 |
Начало разработки, год |
1964 |
1969 |
1971 |
Принятие на вооружение, год |
1971 |
1974 |
1978 |
Установлены на кораблях |
«Редутабль», «Террибль» |
«Фудруайян», «Индомптабль» |
«Тоннан» |
Современное состояние |
Снята с вооружения |
Снята с вооружения |
Снята с вооружения |
MSBS М-1 создавалась с использованием узлов и агрегатов, предназначенных для ракеты «Сапфир», и тех же технологий, что и наземная БРСД S-2, за исключением второй ступени, разработанной специально.
Ракета стартовой массой 18 т была выполнена по двухступенчатой схеме. Диаметр корпуса ракеты — постоянный, составлял 1,5 м, общая длина — 10,4 м. Хотя М-1 представляла собой аналог ракеты SSBS наземного базирования, но была более совершенна: она имела меньшую длину и более мощную боеголовку.
MSBS М-1 состояла из первой ступени Р-10 (РДТТ 904 с топливным зарядом 10 т), соединительного отсека, второй ступени Р-4 (РДТТ «Рита» с топливным зарядом 4 т), переходного отсека (отсека системы наведения) и ядерной головной части конической формы. Первая ступень была заимствована от ракеты SSBS, а вторая ступень Р-4 создавалась заново.
Корпус маршевого двигателя первой ступени, предложенного фирмой SNECMA, был изготовлен из специальной стали. РДТТ имели по четыре поворотных сопла (разработки SERP), отклонение которых осуществлялось гидравлической системой. Тяга РДТТ достигала 45 т. Двигатель выходил на режим полной тяги в течение 20 мс. Температура в камере сгорания составляла 3500°С. Гарантийный срок хранения РДТТ — несколько лет. Французское смесевое твердое топливо в ракетах MSBS было подобно топливу, применяемому в ракетах США.
Оно называлось «изолан» и состояло из перхлората аммония, алюминиевого порошка и полиуретанового связующего.
![]() |
Конструктивная схема MSBS М-1: 1 — взрыватель; 2 — обтекатель ГЧ; 3 — ядерный боезаряд; 4 — отсек системы наведения; 5 — переходной отсек; 6 — РДТТ 2-й ступени («Рита-1»); 7 —соединительный отсек; 8 — РДТТ 1-й ступени (Р-10). |