Основным способом боевого применения ПЛАРБ считался массированный ядерный удар. В качестве возможных объектов поражения рассматривались административно-промышленные центры, военно-морские и авиационные базы, порты, транспортные узлы и крупные группировки войск. Запуск ракет MSBS производится только после получения предварительного, а затем окончательного приказа президента Франции.
Продолжительность автономного плавания лодки составляла два—три месяца (430000 ч), после проводился технический осмотр лодки и ракет. Общее число плаваний превысило 30. Через каждые два—три года службы лодки типа «Редутабль» становились на профилактический ремонт.
С 1983 г. на верфи в Бресте начались циклы регламентного ремонта ранее созданных подводных лодок-ракетоносцев и проходило перевооружение их устаревших баллистических ракет MSBS М-1, М-2 и М-20 на новый тип баллистических ракет MSBS M-4, оснащенных головными частями типа MIRV с шестью боеголовками.
Перевооружение четырех ракетоносцев типа «Редутабль» на БРПЛ М-4 или М-4С (отличается типом ядерного заряда боеголовки и несколько увеличенной дальностью полета) проводилось с 1987 г. Эти работы велись в период планового ремонта субмарин. Потребовалось переделать ракетные шахты и заменить часть навигационного, гидроакустического и связного оборудования и систем. В 1993 г. на четвертой ракетной лодке закончили все испытания, и она вышла в море. Это позволило успешно эксплуатировать ракетоносцы до начала XXI века, после чего их заменили ПЛАРБ класса « Фудруайян». Первенца же подводного ракетоносного флота Франции «Редутабль» вывели в резерв в конце 1991 г.
ПЛАРБ «Редутабль» в сухом доке.
После вывода из состава ВМС первого французского атомного подводного ракетоносца «Редутабль» с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту развернулась кампания за сохранение его в истории для будущих поколений соотечественников. Последовало решение превратить лодку в корабль-музей и открыть его для доступа многочисленных посетителей. Это единственный в своем роде и первый в мире музей, основой которого является атомная субмарина.
Несмотря на значительную сумму предстоящих затрат, городов, желавших разместить музей, во Франции нашлось предостаточно, среди которых наиболее вероятными кандидатами были Брест и Шербур. Однако предпочтение все же было отдано Шербуру, главным образом благодаря тому, что именно он является родиной первого французского атомного подводного ракетоносца с баллистическими ракетами на борту.
В ходе своей эксплуатации «Редутабль» провел в походах в общей сложности около 11 лет, прошел расстояние, равное многократным походам вокруг земного шара или 3,3 раза от Земли до Луны. Подводный корабль трижды модернизировался, на нем проходили свою службу 20 командиров.
После переоборудования и выполнения всех необходимых работ «Редутабль» встала в сухой док в Шербуре на судоверфи «Арсенал». Здесь произвели ремонт первой ПЛАРБ Франции. После вырезки реакторного отсека и замены его имитатором субмарину переоборудовали в музей и вмонтировали в комплекс зданий старого морского вокзала Шербура в качестве музея морской техники. В 2001 г. она получила статус музея и ныне принимает посетителей. Неплохой пример для подражания!
Некоторые сведения о ПЛАРБ ВМС Франции
№ п/п |
Название |
Состояние на 1 октября 1974 г. |
Какими ракетами вооружается |
Примечание |
1. |
«Редутабль» |
Заведена в док на 15 месяцев (находилась в составе действующего флота с января 1972 г.) |
MSBS М-1 |
По выходу из дока была перевооружена ракетами MSBS М-20 |
2. |
«Терибль» |
В составе действующего флота (с января 1973 г.) |
MSBS М-1 |
В дальнейшем ракеты MSBS М-1 заменены на MSBS М-20 |
3. |
«Фудройян» |
Введена в состав действующего флота в июле 1974 г. |
MSBS М-1 |
В дальнейшем ракеты MSBS М-1 заменены на MSBS М-20 |
4. |
«Индомптабль» |
Спущена на воду 18 сентября 1974 г. |
MSBS М-20 |
|
5. |
«Тоннан» |
Закладка киля в октябре 1974 г. |
MSBS M-4 |