Оглавление Следующая

САМЫЙ КРУПНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КАЛИБР В СССР

А.Ф. Рябец, ведущий инженер ФГУП «ЦКБ «Титан».

Фото и схемы предоставлены ФГУП «ЦКБ «Титан»

Артиллерия наибольших калибров

Прежде чем приступить к рассказу об уникальной разработке в СКБ-221 650-мм орудия для испытаний авиабомб, необходимо напомнить о предшествующих событиях, напрямую с ней связанных.

В начале 1950-х гг. существовало несколько систем, достойных внимания конструкторов по сути вопроса: немецкая 800-мм пушка на железнодорожной установке («Тяжелый Густав» — по имени директора фирмы «Крупп», замененное на «Дора» — имя местечка, где стоял гарнизон с этой пушкой), американское стационарное 914-мм орудие «Маленький Давид»1, а также варианты орудий большого калибра в СССР.

После победы в СССР были организованы многочисленные инженерные комиссия для изучения оружия и техники поверженной фашистской Германии. Многое затем пригодилось, хотя мнения были различные. Так, гвардии генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюк, являвшийся председателем комиссии по изучению реактивного оружия, докладывал: «Ничего нового для нас нет!» Аналогичный вывод сделала комиссия с полигона «Ржевка» под руководством полковника Н. Д. Федюшина после изучения доставленных в СССР узлов одного из 800-мм железнодорожных орудий.

Почти четыре года части трофейного орудия провалялись под Ленинградом. В 1950 г., по распоряжению Д.Ф. Устинова, эти узлы были перевезены в Сталинград на завод «Баррикады» для изучения и применения ствола в новых разработках.

О разработках в ЦНИИ-58

В.Г. Грабин в перечень своих проектов на 1947 г. включил тему 09-25 «650-мм гладкоствольная пушка для испытания авиабомб»2. В этой связи он приступил к изучению материалов по «Доре» и американской 914-мм мортире «Литтл Дэвид»;

Пристальное внимание Грабина к способам доставки авиабомб к целям не было случайным. Сразу после Великой Отечественной войны США приступили к созданию огромного океанского флота, в состав которого планировалось ввести десятки авианосцев, линкоров и крейсеров. Для борьбы с ними могли быть использованы крепостные орудия, стреляющие бронебойными авиабомбами.

После проработки темы 09-25 последовало постановление Совета Министров СССР №968-371 от 9 марта 1949 г., согласно которому ЦНИИ-58 поручалось разработать гладкоствольное орудие со сменным стволом калибра 650 и 400 мм, а «боеприпасному» ГСКБ-47 Министерства сельскохозяйственного машиностроения — 1500-килограммовую авиабомбу «Альбатрос-3» и 650-килограммовую бомбу «Альбатрос-1».

GreatKlb001.jpg GreatKlb002.jpg

Узлы взорванной «Доры» и захваченные заряды к ней.

Чертежи эскизных проработок 650-мм орудия имели индекс С-76, а 400-мм орудие шло под индексом С-773. Проект предусматривал изготовление двух отдельных стволов — 400-мм (для БРАБ 1500) и 650-мм (для БРАБ 3000), наглухо закрытых с казны. Заряжание должно было производиться с дула. Через специальную шаровую опору в казенной части ствол опирался на массивный железобетонный фундамент. На защите эскизного проекта представители Управления инженерно-авиационной службы ВМС и НИИ-13 забраковали проект грабинцев в связи «со сложностью изготовления». Впоследствии, уже в 1968 г., на вопрос, заданный В.Г. Грабину журналистом журнала «Смена» Е. Месяцевым, «были ли на вооружении в советских артиллерийских войсках сверхдальнобойные орудия типа «Толстой Берты» или «Доры»?», прославленный конструктор ответил так: «...Нашему конструкторскому бюро приходилось проектировать 650-мм орудие. Должен сказать, что очень сложно изготовить такие пушки для одного орудия нужен целый завод, а потребность в них, как показала практика, невелика»".

Тема БР-101

Но бомбометание с помощью орудий большого калибра не было забыто. В конце 1940-х гг. этим способом заинтересовался начальник подотдела Морского артиллерийского центрального конструкторского бюро (МАЦКБ, с 1948 г. — ЦКБ-34), будущий начальник СКБ-221 Г.И. Сергеев.

Работая в Ленинграде, он неоднократно встречался со своим товарищем по Таганрогу Е.Н. Преображенским (они вместе проходили практику в КБ Г.М. Бериева). К этому времени Евгений Николаевич был Героем Советского Союза (удостоен за бомбовые удары по Берлину в 1941 г.), в звании генерал-полковника авиации являлся Главнокомандующим авиации ВМС (1950 г.). Он интересовался качеством авиаметания новых модификаций авиационных бомб, советовался с Георгием Ивановичем по вопросу использования для испытательного бомбометания обыкновенных сухопутных орудий, так как сброс бомб с самолетов в этом случае гораздо затратнее. Но главное — на испытаниях нужно точно попасть в бронецель и пробить ее, а поразить точечную цель даже с небольшой высоты — это проблема серьезная5. А нужно еще тщательно осмотреть и обмерить мишень после каждого пробития, определить характер взаимодействия боеприпасов проникающего типа с преградой. При отсутствии каких-либо теоретических работ, в том числе и теории подобия, единственным способом смоделировать ситуацию в те годы был отстрел из артсистем.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz