Предыдущая Оглавление Следующая

Справка редакции

800-мм железнодорожное орудие «Дора» («Тяжелый Густав»)

GreatKlb003.jpg

В 1936 г. фирма «Крупп» начала разработку сверхмощной пушки для борьбы с укреплениями французской линии Мажино. Утверждалось, что это личный заказ Гитлера. Верховное командование вермахта оформило заказ по готовности эскизного проекта в 1937 г. Дальнобойность должна была достигать 35—45 км, что отвечало требованиям к дальнобойной артиллерии, но к «сверхдальнобойным» орудие не относилось. Густав Крупп (формально, его жена Берта, которой принадлежал главный пакет акций) выделил на реализацию заказа 10 млн. рейхсмарок. Руководил разработкой Эрих Мюллер, прозванный «Мюллер Пушка». Орудие получило неофициальное название «Тяжелый Густав» (Schwerer Gustaw). К моменту сборки первой 80-см железнодорожной установки (80-cm Kanone (Eisenbahn) в 1941 г. линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, были в германских руках. Хотели было использовать орудие против британских укреплений Гибралтара, но нужно было провести установку через Испанию, что не отвечало ни грузоподъемности мостов, ни намерениям диктатора Франко. Полигонные стрельбы первого орудия (еще без некоторых механизмов) провели на полигоне в Хиллерслебене (Саксония) в сентябре-октябре 1941 г., полностью собранного орудия — в ноябре—декабре в Рюгенвальде (Померания).

Длина ствола пушки — 40,6 калибра (32,48 м), масса ствола — 400 т. Заряжание раздельное — основной заряд в металлической гильзе (для обтюрации), дополнительные в картузах. Фугасный снаряд массой 4,8 т нес 700 кг ВВ, бетонобойный массой 7,1 т — 250 кг, заряды к ним весили 2 и 1,85 т. Начальная скорость снарядов — соответственно 820 и 710 м/с, дальность стрельбы — до 47 и до 38 км. Бетонобойный снаряд пробивал стальную броню толщиной до 1 м, 8 м железобетона плюс слой земли толщиной до 32 м. Снаряд имел корпус из хромоникелевой стали, ведущий поясок, баллистический наконечник. Длина бетонобойного снаряда без баллистического наконечника — 2,54 м, длина наконечника — 1,54 м. Затвор — клиновый горизонтальный. Открывание затвора и досылка снарядов осуществлялись гидравлическими устройствами. Противооткатные устройства — пневмогидравлические. Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и опиралась на четыре пятиосных платформы. Механизм вертикального наведения имел электрический привод. Для подачи снарядов и зарядов служили два электроподъемника с тележками: левый — для снарядов, правый — для зарядов. Для перевозки всех частей требовались три поезда (ствол перевозили на трех платформах).

GreatKlb005.jpg GreatKlb004.jpg
«Дора» на огневой позиции. Узлы взорванной «Доры» на заводе «Баррикады»

Для монтажа орудия на позиции железнодорожный путь разветвляли через стрелки, прокладывая четыре изогнутые параллельные ветки. Изгиб допускал горизонтальную наводку. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия, по внешним двигались два 110-тонных мостовых крана «Ардельт», необходимые для сборки орудия. Позиция занимала участок длиной 4120—4370 м. Перемещали собранное орудие два дизельных локомотива мощностью в 1050 л.с. каждый. Подготовка позиции и сборка орудия занимала от полутора до шести с половиной недель. Общая масса собранной установки - 1350 т, длина — 47,97 м, ширина — 7,1 м, высота (при угле возвышения ствола 0°) — 11,6 м. Угол возвышения — до 53°. Скорострельность - до 3 выстрелов в час.

В феврале 1942 г. первое орудие, известное под именем «Дора» (или D-Gerät), направили для боевых испытаний в Крым в распоряжение 11-й армии. Главной задачей стал обстрел советских 305-мм бронебашенных береговых батарей №30 и №35, осажденного Севастополя, портовых сооружений города, укрытых в скалах складов боеприпасов.

Эксплуатацией орудия занимался отдельный 672-й тяжелый железнодорожный артдивизион (Schwere Artillerie-Abteilung (E) 672), сформированный в январе 1942 г. Расчет орудия составлял около 500 человек, но с батальоном охраны, транспортным батальоном, двумя составами для подвоза боеприпасов, энергопоездом, полевым хлебозаводом, комендатурой на установку приходилось до 1420 человек. В Крыму установке придали группу военной полиции, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион — авиация считалась главным врагом железнодорожной артиллерии. Всего работу орудия обеспечивали 4370 человек. Позицию оборудовали к июню под Бахчисараем в 20 км от Севастополя.

Предыдущая Оглавление Следующая