Ствол «Доры», доставленный на «Ржевку», а затем на завод «Баррикады».
Испытания с помощью отстрелов из артсистем проводились еще до Великой Отечественной войны. Так, в 1936—1939 гг. на вооружение морской авиации были приняты бронебойные авиабомбы БРАБ-220, БРАБ-500 и БРАБ-1000. Правда, с помощью артиллерийских систем испытывалась только БРАБ-220. Этим способом заинтересовались и специалисты ГСКБ-47, где создавались новые бронебойные бомбы по ТТЗ ВВС от 18 марта 1948 г. Работы проводились в отделе, руководителем которого был А.Ф. Турахин6, а ведущим инженером был назначен С.А. Древлев. Требовалась специальная артсистема калибра 380 мм, соответствующего диаметру бомбы БРАБ-500.
С начала 1950-х гг. этой темой занялись в СКБ-221, которое возглавил Г.И. Сергеев. Предстояла самостоятельная разработка, а к этому молодой главный конструктор стремился всегда. Тема была зарегистрирована 30 августа 1951 г. под индексом БР-1017. Интересно, что это произошло в день рождения Г.И. Сергеева, как будто после звонка Е.Н. Преображенского с поздравлением с 40-летием, а может, так просто получилось.
К сожалению, инициатива главного конструктора СКБ-221 поначалу не получила одобрения у директора завода «Баррикады» Р.А. Туркова. Он справедливо считал., что единичный заказ для столь мощного завода не интересен. Пришлось доказывать возможную выгоду от решения этой проблемы, а также напоминать о немалой сумме, обещанной за каждый выстрел... В результате Р.А. Турков согласился. В дальнейшем судьба этой темы легла на плечи главного инженера завода А. С. Жихарева и главного инженера 6-го ГУ MB E.B. Россиуса. Через пять лет они продолжат свою деятельность в СНХ Сталинградской области, где вновь примут участие в разработках Сергеева.
Конструкторы предложили использовать для проекта БР-101 ствол ранее созданного на заводе «Баррикады» 356-мм орудия (ТПШ — «триста пятьдесят шесть») с расточкой его до диаметра 380 мм. По задумке конструкторов, гладкоствольное орудие устанавливалось на стенд 406-мм пушки Б-37 (морская пушка, разработанная накануне войны для линкоров типа «Советский Союз» и находившаяся на полигоне «Ржевка»). Чертежи, вся необходимая документация, а также техпроцессы, разработанные под руководством заместителя главного технолога А.Ф. Кострюкова, были выданы в производство в конце сентября 1951 г. В октябре изготовили ствол БР-101. Начались его заводские испытания на полигоне №55 («Ржевка»).
![]() |
![]() |
С.А. Бунин. | А.Ф. Турахин. |
Состоялись отстрелы авиабомб конструкции ГСКБ-47 по бронещиту. Одновременно в составе авиабомб испытывались новые взрыватели НИИ-22 МСХМ. Результаты превзошли все ожидания, и бомба была допущена на Госиспытания. В дальнейшем она была принята на вооружение и вошла в серию под наименованием БРАБ-500М-55. В войсках эта бомба стала известна под индексом 4-Б-060.
Успешно проведенные работы по бомбометанию из ствола БР-101 вдохновили авиаторов ВМС на выдачу нового более сложного задания, которое получило название «Ястреб».
Но теперь Г.И. Сергеев не сразу дал согласие. Задание было посерьезнее предыдущего. Выбросить из канала ствола три тонны — такого в СССР еще никто не делал! К тому же, даже проекта ТТЗ еще не существовало. Авиаторы тему «Ястреб» обрисовали в общих чертах. Поэтому только 5 апреля 1952 г. была зарегистрирована тема БР-105 под названием «Проектирование ненарезного 650-мм ствола установки для отстрела и испытания авиабомб БРАБ-1500 и БРАБ-3000». Регистрацию провел начальник научно-исследовательского отдела №6 В.И. Хейфец. Ему поручалась и дальнейшая разработка.
На первом же заседании в Министерстве вооружения СССР по теме «Ястреб» разработчикам было предложено использовать узлы вышеупомянутой немецкой 800-мм «Доры» и проект В.Г. Грабина.
Руководители разработок по теме «Ястреб» В.И. Хейфец и Г.И. Сергеев.