Бронебойная авиабомба БРАБ-500 обр. 1955 г.
Как уже говорилось, узлы «Доры» массой около 500 т (из общей массы 1345 т) хранились на территории завода «Баррикады». Разместили их по разным углам. 800-мм ствол, например, находился в цехе №6. В 1954 г. его там видел Ю.А. Журкин, которого отец приводил в цех для знакомства с будущим местом работы.
Из воспоминаний ветерана А. А Жарова: «Я принимал участие в исследовании узлов немецкой пушки. Нам, конструкторам, выделили отдельную комнату, вынесли из нее всю мебель и настелили гладкий пол. На нем мы проводили прочерчивание и вскоре поняли, что эти узлы нам не пригодятся».
То же случилось и с проработкой ЦНИИ-58. Изучение присланной оттуда 15 декабря 1952 г. «Объяснительной записки к 650/400 проекту»8 подсказало, что возвращаться к этому варианту не стоит.
Только летом 1952 г. появляется проект ТТЗ, которое было выполнено в 9-м Управлении авиации ВМС (начальник генерал-майор ИТС М.И. Круглов). К разработке темы привлекались следующие организации:
- ГСКБ-47 — разработчик БРАБ. Начальник — С.А. Бунин9;
- СКБ-221 — разработчик качающейся части. Главный конструктор — Г.И. Сергеев;
- Завод «Баррикады» —изготовитель качающейся части. Директор — Р.А. Турков;
- Полигон №55 ВМС — проведение испытаний и обеспечение поставки заводу «Баррикады» люльки МК-1 и казенника с затвором Б-37 для спаривания со стволом БР-105. Командир полигона — инженер капитан 1 ранга И.А. Яхненко;
- НИИ-6 МСХМ — расчет баллистики и подбор зарядов. Директор — Т.И. Агафин;
- В/ч 27210 — обеспечение необходимыми порохами и зарядами. Командир — контр-адмирал В.Н. Мельников (в последствии эта в/ч была преобразована в АНИМИ, затем в АНИОЛМИ, 28 НИИ МО, 1 ЦНИИ МО);
- НИИ-13 — выбор обтюрации. Директор — Ф.А. Куприянов;
- ЦКБ-34 — доработка (при необходимости) люльки МК-1 и казенника с затвором Б-37. Начальник-главный конструктор — И.И. Иванов.
Эскизный проект 650-мм орудия.
После согласования с перечисленными исполнителями 10 ноября 1952 г. 9-е Управление авиации ВМС направило в СКБ-221 тактико-техническое задание по теме «Ястреб» под названием «Разработка и изготовление ненарезного ствола для отстрела по бронеплитам бронебойных авиабомб БРАБ-1500 и БРАБ-3000 и наложение его на полигонный станок МП-10 полигона №55 ВМС». В документе оговаривались следующие сроки:
- Защита эскизного проекта — в I квартале 1953 г.;
- Выдача технического проекта — в III квартале 1953 г.;
- Изготовление и поставка — во II квартале 1954 г.
Изучение систем «Дора», С-76 и С-77 закончилось.
И, как говорится, «пошли своим путем!» В разработке участвовали конструкторы: А.И. Богров, Н.А. Васильев, В.И. Жуненков, В.Г. Новожилов, Л.Н. Ткаченко, Н.И. Еланский, Л.П. Цыган, А.И. Васьков, В.А. Петров, Т. Куличева В.Г. Челюканов, А.И. Чернова; расчетчики: А.Б. Шкарин, В.Г. Баринов, Е.П. Шиляева, Л.А. Анохина, Е.И. Фомина, Е.В. Орлова.
Подробности их деятельности выясняются из «Протокола заседания технического совета СКБ-221» от 23 июня 1953 г. Приведем его с небольшими сокращениями10.
«Протокол заседания технического совета СКБ от 23 июня 1953 г.
Повестка дня:
1. Обсуждение технического проекта 650-мм ненарезного ствола БР-105.
Докладчик - начальник 6-го отдела СКБ В.И. Хейфец;
Содокладчик-оппонент — старший инженер-конструктор А.Б.Шкарин.
«Заказчик выдал нам основные требования, предъявленные к стволу: ствол должен обеспечить начальную скорость бомбы 400 м/с при давлении в канале не свыше 600 кг/см2.
В результате проведенных нами предварительных расчетов было установлено, что при заданных условиях длина ствола должна получиться порядка 23—24 м и, так как по металлургическим возможностям завода изготовить цельный ствол такой длины не представлялось возможным, в ТТЗ был внесен пункт о том, что разрешается проектирование и изготовление составного ствола.