Предыдущая Оглавление Следующая

В «Остехбюро» (затем НИИ-20) разработка аппаратуры для танковых телемеханических групп велась под руководством П.Е. Свирщевского при активном участии М.В. Воловшикова, А.И. Деркача, С.П. Заворотищева, Н.Г. Исаенко, А.А. Фина, А.Ф. Махотина, Л.В. Леонова, С.Н. Гарнова, А.П. Земнорея и многих других сотрудников. За разработку телетанков орденами СССР были награждены П.Е. Свирщевский, СИ. Воскресенский, Н.П. Жаворонков, И.Г. Исаенко, Н.И. Кравченко, А.С. Пасхин и А.А. Фин. В НИИ-10 аналогичные работы вел бывший сотрудник «Остехбюро» Л.Б. Гутников. В создании телемеханических групп принимали активное участие и заводы-изготовители танков и их конструкторские бюро. Речь идет о Ленинградском Кировском заводе, ленинградских заводах №№ 174,185 и других заводах серийного производства. Опытные образцы этой техники в 1930-е гг. прошли многочисленные испытания на полигонах и в войсках. Но телетанки того времени еще не были «машинами-роботами»: никакой «автономности» они не имели, полностью управлялись командами оператора.

В 1935 г. московским отделением «Остехбюро» разрабатывается телемеханическая группа танков ТТ-26 и ТУ-26 с аппаратурой TOC-IV (аббревиатура ТОС использовалась для многих изделий «Остехбюро» и расшифровывалась как «техника особой секретности», хотя в ряде источников приводится наименование ТОЗ), которая успешно прошла испытания и была принята на вооружение. В том же 1935 г. заводу «Радиоприбор» (заводу №192) было поручено серийное производство аппаратуры для танков ТТ-26 и ТУ-26.

Всего промышленностью (изготовитель — завод №174 им. К.Е. Ворошилова, поставщик аппаратуры — завод №192 НКСП) было выпущено и поставлено в войска (с 1935 по 1938 г.) 33 телемеханические группы — 33 телетанка и 33 танка управления. Часть из них принимала участие в боевых действиях во время советско-финляндской войны.

Комплекты радиотелемеханической аппаратуры были подготовлены также для танков телемеханической группы из малого плавающего танка Т-38 и легкого бронированного арттягача Т-20, а также для колесно-гусеничного танка БТ-7 с химвооружением.

О сложности, с которой проходила разработка в НИИ-20 аппаратуры для телемеханизации танков, говорит доклад директора института Захарова начальнику АБТУ от 23 марта 1939 г. (и это всего за полгода до войны с Финляндией).

«Доклад директора НИИ-20 начальнику АБТУ о разработке аппаратуры для телеуправления танков

23 марта 1939 г.

По заданию УС РККА НИИ-20 разрабатывает универсальную радиотехническую аппаратуру упрощенного типа для телемеханизации Т-38 и Т-20.

В тактико-технических требованиях сказано, что «телемеханизированные Т-38 и Т-20 предназначаются для целей вскрытия системы противотанковой обороны противника. Управляемые по радио с ТУ телетанки идут впереди линейных машин и принимают на себя воздействие противотанковых средств противника (пушки — ПТО, противотанковые мины, фугасы, малозаметные препятствия и пр.)».

Так как НИИ-20 ранее работ по машинам Т-20 и Т-38 не вел, при ознакомлении с машиной в процессе разработок появилась необходимость:

а) Проверки степени проходимости машины Т-20 при слепом вождении,

б) Определения практической возможности дальности управления телетанком, используя в качестве ТУ Т-20 (Т-20 и Т-38 машины однотипные).

В середине марта текущего года институтом эти испытания были проведены, с результатами которых мы считаем необходимым Вас ознакомить (см. протокол испытаний).

Ввиду того, что результаты проведенных нами испытаний ставят под сомнение целесообразность проведения указанной разработки в свете данных Вами Тактико-технических требований, просим задание утвердить, сообщив свое решение незамедлительно.

Приложение: Протокол испытаний на 4-х листах.

Директор НИИ-20 Захаров Зам.главного инженера Вотрин».

В прилагаемом «Протоколе испытаний машин Т-20 в полевых условиях 17 марта 1939 г.» уточнялось: «Испытания проводились на полигоне в/ч 9456 в Мытищах 16 и 17 марта 1939 г... 16 марта испытания проводились на сравнительно ровном участке поля с весьма пологими подъемами по снегу глубиной 1015 см... 17марта испытания проводились на ровном участке, а также по разрушенным эскарпам с сильно осыпанными краями высотой 0,5 м по снегу глубиной 1520 см». После описания результатов в выводах говорилось: «Телемеханизация танков Т-20 является нецелесообразной в случае работы этих машин в условиях местности, равных или более тяжелых, чем те, в которых проводились настоящие испытания по причинам:

а) Невозможность одновременного вождения своей машины и управления телетанком с места водителя.

б) Полная невозможность наблюдения и вождения телетанка с места командира при поставленном пулемете через глазок в яблоке.

в) Малые расстояния между машинами по условиям видимости пути движения телетанка, потери наблюдения ТТ за небольшими возвышенностями, ухода из поля зрения из-за рыскливости машины (ТУ).

г) Явный недостаток мощности двигателя (двигатель автомобиля М-1 с 4-х скоростной коробкой и демультипликатором)».

(ГАБТУ. Люди, события, факты в документах. Т.1, док. №384, с.580— 582).

GuidTank008.jpg

Телемеханическая группа танков Т-38-ТТ.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz