Оглавление

Мелочей не бывает

Во время освоения самолета в ОКБ поступило тревожное сообщение. В полку ВТА, который базировался в Кречевицах под Новгородом, при выполнении полета на десантирование платформы (повезло, что одной) после открывания грузового люка произошел самопроизвольный сброс ВПС, которая ушла вместе с замком Дер.2-47. Вслед за этим произошел сброс платформы. Хорошо, что это случилось вне населенного пункта. Но все равно ситуация складывалась сложная. Причем полк в это же время готовился к проведению учений. Ему предписывалось перелететь в боевом порядке в Фергану, там загрузить личный состав и парашютные платформы местного парашютно-десантного полка и произвести десантирование в указанном по плану месте.

Руководство ОКБ по согласованию с командованием ВТА направило меня на эти учения с задачей найти причину самопроизвольного сброса ВПС и устранить ее. Особенно это было важно при проведении учений, так как самолеты десантировали по две-три платформы.

Еще в ОКБ, а позже в полетах из Чкаловской в Кречевицы, а затем из Кречевиц в Фергану я решал ребус: что могло привести к самопроизвольному сбросу ВПС. Ошибка экипажа или самопроизвольное срабатывание системы сброса груза исключались как практически невероятные события. Значит, ответ мог быть на стыках сочетания «ВПС -замок Дер.2-47 - балочный держатель БД2-76». Следовало тщательно осмотреть все самолеты, которые на учениях должны были выполнить десантирование платформ. А это более двадцати Ил-76, да еще умноженные на два, три парашюта!

IL76drop030.jpg

Десантирование боевой техники из Ил-76. Вытяжной парашют вытягивает платформу с грузом.

В Фергане я приступил к поиску дефекта. По договоренности с командованием, после загрузки платформ я должен был пройти по всем самолетам, которым предстояло десантировать платформы. Только после моей подписи в карте готовности Ил-76 считался готовым к полету. Стояла сентябрьская жара — на улице было за тридцать, а в самолете, как мне казалось, все шестьдесят.

И удача! Где-то на восьмом—девятом самолете я обратил внимание, что высота ушков на пластине жесткости одной из ВПС на несколько миллиметров больше, чем по чертежу. Это приводило к тому, что замок Дер.2-47 при установке на ВПС становился на него с перекосом и невозможно было обеспечить параллельность оси цапф замка пластине жесткости. При установке ВПС с замком Дер.2-47 в предварительно взведенный балочный держатель БД2-76 одна из защелок неполностью фиксировала цапфу замка, а держалась исключительно за счет трения. При подъеме гермостворки с парашютами в горизонтальное положение и постановки ее на замок открытого положения происходило как бы встряхивание парашютов. Неправильно зафиксированный замок при этом мог самопроизвольного выходить из защелок балочного держателя. А если бы это случилось на второй или третьей по выходу платформе? Откровенно говоря, страшно об этом подумать. В этот день я нашел еще один такой же дефект. Парашюты были заменены на другие с нормальными, бездефектными пластинами жесткости. Об этом дефекте было сообщено на завод-изготовитель ВПС. Меры были приняты, и этот дефект никогда больше не встречался. Учения завершились нормально.

IL76drop031.jpg

Гермостворка в самолете Ил-76. Видны ниши для установки ВПС и трассы прокладки стренг ВПС.

Оглавление

Hosted by uCoz