Получив достаточно полное представление о предприятии, экспертная группа приступила к анализу состояния опытно-конструкторских работ. Главный конструктор Б.Г. Егоров дал исчерпывающую характеристику своего конструкторского бюро и экспериментальной базы завода.
Особенностью конструкторского бюро завода, насчитывавшего 350 конструкторов, была собственная «фирменная» методика расчетов и конструирования. Рассматривая дизель как определяющую часть силовых установок, КБ разработало теорию объемного анализа этих установок с вытекающими из нее основными положениями по выбору кинематической схемы, конструкции рубашки, системы агрегатирования, теплодинамических характеристик. За плечами КБ, кроме работ по развитию семейства двигателей В-2, был опыт разработки ряда новых семейств двигателей, в том числе в 1943—1945 гг. — семейства В-16 (15х 18), в 1944— 1946 гг. — семейства народнохозяйственных двигателей «Алтай» (14x18), в 1946—1978 гг. — семейства унифицированных народнохозяйственных дизелей Д6/Д12 (15х 18), в 1948— 1951 гг. — семейства унифицированных транспортных двигателей УТД (15x15) и, наконец, в 1965— 1979 гг. — развитие семейства УТД (15x15) с ассимиляцией в семейство «Д». Разработка, доводка в серийном производстве двигателей этих семейств, а также многолетний опыт эксплуатации огромных массивов двигателей различного применения, степени унификации и ассимиляции, уровня форсировки и предельных ресурсов сделали КБ БЗТМ одной из ведущих конструкторских организаций в отечественном моторостроении. Двигатели, разработанные барнаульскими конструкторами, изготавливались не только на БЗТМ, но и на других моторных заводах страны и за рубежом. Так, в частности, двигатели семейства УТД (15/15) кроме Барнаула изготавливались также в Токмаке (УССР) и Мартине (ЧССР).
![]() |
![]() |
Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ). | Основной специализацией ВгТЗ являлось производство дизельных тракторов. |
БЗТМ располагал весьма солидной экспериментальной базой — 508 человек, экспериментальный цех площадью 9680 м2 с механическим и сборочным участками, испытательной станцией на 18 стендов и 17 лабораториями.
Борис Григорьевич проинформировал группу о характеристиках двигателя УТД-29 и результатах испытаний опытных образцов. Привожу лишь краткое содержание сообщенных им данных.
Стендовая мощность двигателя составила 500 л.с, что обеспечивало реальную объектовую мощность 470 л.с. (с учетом затрат на преодоление сопротивления в трассе всасывания воздуха и в воздухоочистителе, противодавления на выпуске отработавших газов и других потерь).
Двигатель имеет малые размеры. Габаритный объем двигателя составляет 0,66 м3 при собственном объеме 0,55 м3. Оставшийся свободный объем 0,11 м3 позволял разместить в пределах габаритов двигателя все навесные агрегаты с обеспечением удобного доступа к ним. Габаритная мощность двигателя составила 860 л.с./м3 (для сравнения: у двигателя УТД-20, установленного в БМП-1, — 630 л.с./м3). Высота двигателя 500 мм позволила в НБМП («объект 688») сократить до минимума размеры МТО заднего расположения, обеспечив свободный проход десанта при посадке и высадке из машины.
Таким образом, экспертная группа получила на БЗТМ исчерпывающие сведения по интересующим ее вопросам. Как и на других предприятиях, копии всех материалов, представленных группе В.И. Кондратьева, подлежали отправке по нашей просьбе в аппарат НВ МО и УНТВ, а опытные образцы двигателя УТД-29 — на выставку в 38 НИИИ МО (Кубинка).