Оглавление

MazkSire004.jpg

F-86A «Сейбр», подбитый Е.Г. Пепеляевым в воздушном бою 6 октября 1951 г. и совершивший вынужденную посадку на северокорейской территории.

Павловский принял решение: как только его самолет снизится до вершин гор — катапультироваться. При катапультировании с ноги сорвало сапог, он приземлился на скалы и сломал ногу. С огромным трудом он спустился по склону горы. Там он встретил крестьянина, который подтвердил, что он находится на территории КНДР...

А ситуация в Корее складывалась сложная. После появления там истребителей «Сейбр», пилоты этих самолетов получили возможность заходить в хвост нашим МиГам и, заблаговременно подготовившись к атаке, расстреливать наши самолеты. Гибли наши летчики-истребители!

Срочно нужна была радиоэлектронная аппаратура предупреждения о появлении «Сейбров». Это в сложившейся ситуации стало своего рода «социальным заказом».

В.В. Мацкевич разговорился с Г.Г. Береговым, в те годы еще не знаменитым космонавтом, а летчиком-испытателем МиГов в НИИ ВВС. Рассказал ему о возможности построения аппаратуры предупреждения и о неприятии его идей руководством НИИ ВВС. Береговой подсказал, что неплохо бы заинтересовать этой идеей наши «верхи» — без их поддержки любая идея, даже самая полезная, может захиреть. В частности, он предложил В.В. Мацкевичу встретиться с главным конструктором МиГов Артемом Ивановичем Микояном.

— Но я ведь ни его телефона, ни адреса не знаю, — вздохнул В.В.Мацкевич.

— Я переговорю со Степаном, — ответил Г.Г. Береговой (имелся ввиду Степан Анастасович Микоян, племянник А.И. Микояна, в то время также работавший летчиком-испытателем МИГов в НИИ ВВС. В своих воспоминаниях [3] он упоминает об этой истории).

Сказано-сделано, и С.А. Микоян с В. В. Мацкевичем и образцом предложенной им аппаратуры предупреждения едут к Артему Ивановичу Микояну.

В.В. Мацкевич доложил ему о принципе работы своей аппаратуры, о неприятии его идеи в НИИ ВВС, о том, что его уже выводят за штаты этого учреждения, попросту — увольняют. «С завтрашнего дня тебе не нужно будет их спрашивать, - ответил Артем Иванович, — с завтрашнего дня они будут спрашивать тебя. Они вернут тебе все, что отобрали. После проведения летных испытаний в НИИ ВВС я отправлю тебя с десятью станциями в Корею».

MazkSire005.jpg MazkSire006.jpg
Министр обороны СССР генерал армии Н.А. Булганин (на переднем плане) в окружении военачальников и главных конструкторов самолетов наблюдает за парадным проходом авиации на аэродроме в Тушино 1 мая 1947 г. Именно он произвел В.В. Мацкевича в чин капитана после первых успехов в испытаниях станции предупреждения о появлении «Сейбров». Маршал авиации П.Ф. Жигарев (1900-1963), по приказу которого В.В. Мацкевич был включен в группу военных инженеров, исследовавших снятый с «Сейбра» прицел А1 с радиодальномером AN/APG-30.

А.И. Микоян переговорил с Главнокомандующим ВВС маршалом авиации П.Ф. Жигаревым, и тот на следующий же день приказал В.В. Мацкевичу явиться к нему. «Ровно в 12, - вспоминал В.В. Мацкевич, — один за другим в кабинет маршала вошли около 10 генералов; последним зашел я».

«Маршал приподнялся, облокотившись руками о стол, и громовым голосом, без всяких предисловий, начал кричать [4,5]: «Все специалисты говорят, что твои придумки - это бред сивой кобылы, чушь зеленая. На Чкаловской всем законопатил мозги. Серьезные институты делают станции предупреждения, весящие около 100 кг. Дальность действия у них получается порядка 600-800 м. Специалисты борются за каждый метр. А он, видите ли, сделал спичечную коробку, которая имеет дальность действия 8-10 км! Правильно на Чкаловской считают, что ты не в себе. Только ненормальный может нести такую ахинею и, невзирая на приказы, распоряжения, наконец, увольнение, — донимать своими бреднями.

И вот сейчас он здесь, — маршал очертил какую-то окружность, — в моем кабинете, и отнимает у нас время, товарищи генералы! И сделать с ним ничего нельзя: за ним сразу два Микояна. Генерал Данилин, вы воспитали этого упрямца! Это бывший ваш сотрудник! Вы плохо воспитывали своего сотрудника. Пусть он сделает 10 станций, и пусть Микоян отправляет его в Корею через неделю или две, как ему будет угодно...

Ясно я сказал?

А перед вылетом, — продолжал маршал, — сделайте ему прививки сразу от всех корейских инфекций, авось поумнеет!»

Генералы одобрительно заулыбались.

В заключение своего грозного монолога Жигарев, уже более мирно, сказал: «В общем, браток, что бы ни говорили начальники, лейтенанты должны их уважать и слушать. А перед тем, как поедешь готовиться к Корее, скажи, кто для тебя высший авторитет в радиолокации?

Я говорю: «Адмирал Берг, председатель Комитета по радиолокации и начальник 108-го института радиоэлектронной промышленности».

— Адъютант, — тотчас приказал маршал, — соедините меня с адмиралом Бергом.

Соединили. Маршал задал вопрос: может ли что-нибудь путное получиться из этой «взбалмошной затеи». Но, как говорится, каким был вопрос, таким был и ответ. Адмирал ответил, что позитивный результат маловероятен. В этот момент мне дали трубку. Берг сообщил мне: «Я беседовал с генералом Данилиным и высказал ему свое мнение: ваша станция будет срабатывать не только от «Сейбров», но и от излучений наземных и корабельных передатчиков, даже станций подводных лодок, находящихся в надводном положении. Разных станций у американцев видимо-невидимо, и у летчика будет трещать голова от беспрерывных сигналов».

Я в ответ привожу аргументы: «Товарищ адмирал, наземных РЛС там действительно очень много. Но РЛС дальнего действия работают в десятисантиметровом диапазоне, а американские дальномеры AN/APQ-30 в трехсантиметровом диапазоне, т.е. у них совершенно другой диапазон. Так что моя станция от наземных радиолокаторов срабатывать не будет. Мы в этом убедились во время испытаний».

Адмирал: «Но там, в Корее, около 200 бомбардировщиков Б-29, и на всех, как мне известно, установлены бомбоприцелы AN/APQ-15 как раз трехсантиметрового диапазона. И уж от них-то Ваше устройство будет срабатывать».

Я: «Товарищ адмирал, дело в том, что истребители МиГ сражаются с «Сейбрами» только днем, а Б-29 — это ночные бомбардировщики. Так что прицелы AN/APQ-15 тоже не будут создавать помех» .

- Ну, если так: эти - ночью, а те - днем, то, в общем-то, помех действительно не должно быть. Но в целом я в эту идею не верю.

Оглавление